Сравнительно недавно, в мае 2017 года, была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 годы1, которая рассчитана на радикальные цифровые преобразования общества. Одной из дефиниций этой национальной программы стала цифровая экономика как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Цифровизация строительной сферы — эффективный инструментарий при производстве строительных материалов, проектировании и собственно строительном производстве, в котором цифровой трансформацией охвачены работы на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства. К ним относятся, в частности, предпроектная и проектная стадии строительства и капитального ремонта, реконструкция и снос, а также отдельные стадии реставрации объектов культурного наследия. Так, внедрение системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием BIM-технологий2 позволяет повысить эффективность строительства, снизить стоимость проектов, сократить сроки строительства, исключить нарушения таких сроков.
При этом в настоящее время неоспоримыми преимуществами цифровой трансформации строительной деятельности являются предоставление в сфере строительства комплексных услуг, внедрение суперсервисов, распространение в строительстве информационных моделей объектов капитального строительства и 3D-печати. Цифровая трансформация проникает также в сферу подготовки для строительной отрасли кадров нового поколения, востребованных на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.
Процесс цифровой трансформации строительства регулируется не только нормативными документами, которые непосредственно связаны со строительством, но и нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность смежных сфер экономической деятельности, а именно производства строительных материалов, машин и механизмов, сферы государственного управления. В настоящее время практика настоятельно требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы цифровой трансформации строительной сферы, направленной на развитие механизмов государственной финансовой поддержки цифровых процессов. Так, зачастую строительные организации, особенно относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не способны нести финансовые затраты, связанные с внедрением цифровых технологий и выполнением целей и задач, утвержденных в рамках нормативно-правовой базы цифровой трансформации строительства.