В условиях стремления к технологическому суверенитету и устойчивому развитию науки и образования в России все большее значение приобретают механизмы долгосрочного финансирования вузов. Одним из ключевых инструментов такой поддержки становятся фонды целевого капитала (ФЦК), которые позволяют привлекать внебюджетные ресурсы от выпускников, благотворителей и бизнеса.
Под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко состоялось совещание, посвященное развитию этой инфраструктуры, где обсуждались как административные, так и правовые аспекты — от упрощения регистрации ФЦК до расширения налоговых льгот и повышения доверия к институту целевых капиталов.
В нем приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Андрей Омельчук, заместитель Министра просвещения Ольга Колударова, представители других министерств и ведомств, научных организаций и ректоры вузов (МФТИ, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др.).
В рамках подготовки к стратегической сессии Председателя Правительства Михаила Мишустина Минобрнауки России сформировало семь рабочих групп, которые вырабатывают предложения по созданию инструментов поддержки вузов их выпускниками, совершенствованию механизмов формирования и использования фондов целевого капитала образовательных организаций, решающих актуальные проблемы отрасли.
На совещании представили результаты их деятельности за три месяца. Так, группами были разработаны предложения по инструментам поддержки, проведен опрос среди более 100 успешных и известных выпускников 20 вузов с крупными фондами целевого капитала, разработаны предложения по перечню и методике сбора ключевых показателей для оценки текущего состояния фондов целевого капитала, проведен анализ действующего законодательства.
«Президент Владимир Владимирович Путин поручил представить предложения по формированию инструментов поддержки образовательных организаций их выпускниками, а также по совершенствованию механизмов формирования и использования фондов целевого капитала образовательных организаций. По статистике, каждый второй фонд целевого капитала в России работает в сфере образования — это порядка 40% всех фондов. Причем свыше 36% приходится на высшее образование. Необходимо стратегически расширять географию фондов, создавая их не только в высшем образовании, но также охватывая школы, СПО и научные организации», — сообщил Дмитрий Чернышенко.