Статья поступила 09.04.2025 г.
Статья одобрена к публикации 18.04.2025 г.
Загрязнение открытых водоемов остается одной из наиболее острых экологических проблем XXI века. Техногенные катастрофы, такие как разлив нефтепродуктов в Анапе зимой 2024–2025-х гг., демонстрируют необходимость совершенствования правовых механизмов и технологических решений для минимизации ущерба экосистемам. В данной статье анализируются методы борьбы с загрязнениями, применяемые в России, а также их правовое регулирование. Особое внимание уделяется кейсу Анапы, который стал катализатором для внедрения инновационных технологий и пересмотра подходов к ликвидации последствий ЧС.
В России борьба с загрязнением водных объектов регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 г. № 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов».
Частью 1 ст. 69 Водного кодекса РФ установлено, что лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Размер вреда исчисляется по методике. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, утверждена приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.
Как установлено в п. 3 Методики № 87, данной Методикой учитывается причинение вреда водным объектам, в том числе, в случае загрязнения водных объектов с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
В установленной Методикой формуле расчета размера вреда учитывается, в том числе, площадь акватории, дна и береговых полос, загрязненная мусором, отходами производства и потребления, которая определяется на основании инструментальных замеров, визуальных наблюдений.
В случае разлива мазута в Черном море, произошедшего в декабре 2024 года, акватория и береговая линия были загрязнены на большом участке, о чем свидетельствует вынос мазута на берег на различные расстояния. При этом разброс загрязнений неравномерный и обусловлен физико-химическими свойствами попавшими в водный объект нефтепродуктами. Таким образом, при возмещении вреда в результате крушения танкеров в Черном море сложность расчета и его обоснованность может быть затруднена достоверным определением площади загрязненной акватории.