По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.251.2 DOI:10.33920/med-03-24012-07

Правовые и организационные аспекты оказания анонимной медицинской помощи пациентам наркологического профиля

Смирнова Вера Игоревна преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород, e-mail: smirnova_v@pimunn.net, https://orcid.org/0009-0008-1560-1681
Ерусланкин Николай Игоревич врач психиатр-нарколог, заведующий амбулаторным отделением медицинской реабилитации, и.о. заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, ГБУЗ НО «Нижегородский областной наркологический диспансер», г. Нижний Новгород, nick.eruslankin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9668-638

Новеллы в законодательстве здравоохранения, с одной стороны диктуют новые возможности, а с другой порождают ряд правовых и практических вопросов. В данной статье затронута одна из актуальных тем на сегодняшний день, а именно реализация прав пациентов на анонимность. Еще в 2016 г. Кадыров Ф.Н. отметил, что «платные медицинские услуги на анонимной основе, несмотря на то, что законодательно это продекларировано, не могут предоставляться, поскольку юридически этот вопрос не урегулирован в достаточной степени» [1]. Цель исследования — оценить возможность в реализации прав пациентов на получение анонимной медицинской помощи. Для достижения поставленной цели авторы уделили особое внимание уже отработанному механизму анонимного оказания медицинской помощи в наркологических учреждениях, проанализировав его с позиции правового регулирования и применения в практическом здравоохранении.

Литература:

1. Кадыров Ф.Н. Проблемы, связанные с оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе. Менеджер здравоохранения.2016; 2: 65–76. Kadyrov F.N. The challenges, related to provision of paid medical services on anonymous basis [Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow]. Manager Zdravoochranenia. 2016; 2: 65–76.

2. Иванова Ж.Б., Коробко К.И. Правовое регулирование оказания медицинских услуг пациентам на условиях анонимности. Юридические исследования. 2017;11: 28–34. Ivanova Zh.B., Korobko K. I. Legal regulation of the provision of medical services to patients on conditions of anonymity. Legal studies. 2017;11: 28–34.

3. Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях): приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1999 № 327. официальный интернет портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/12116904/ (дата обращения: 13.09.2024) On anonymous treatment in narcological institutions (units): order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated August 23, 1999 No. 327. official Internet portal of legal information. URL: https://base.garant.ru/12116904/ (access date: 13.09.2024)

4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323. Министерство здравоохранения Российской Федерации: официальный сайт.URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (дата обращения: 13.09.2024) On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation: Federal Law of November 21, 2011 No. 323. Ministry of Health of the Russian Federation: official website. URL: https:// minzdrav.gov.ru/documents/7025 (access date: 13.09.2024)

5. О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно: письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2017 № 17–1/3717–1.официальный интернет портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221000/ (дата обращения: 13.09.2024) On the possibility of completing documentation when providing paid medical services anonymously: letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 06/09/2017 No. 17–1/3717–1. official Internet portal of legal information. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221000/ (access date: 13.09.2024)

6. Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2002 № 420. официальный интернет портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/4178883/ (дата обращения: 13.09.2024) On approval of forms of primary medical documentation for psychiatric and drug treatment institutions: order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated December 31, 2002 No. 420. official Internet portal of legal information. URL: https://base.garant.ru/4178883/ (access date: 13.09.2024)

7. Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.09.2020 № 947н. официальный интернет портал правовой информации. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_373853/ (дата обращения: 13.09.2024) On approval of the Procedure for organizing a document flow system in the field of health care in terms of maintaining medical records in the form of electronic documents: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated September 7, 2020 No. 947n. official Internet portal of legal information. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_373853/ (access date: 13.09.2024)

8. Романова Т. Е. Влияние процессов цифровой трансформации на систему взаимоотношений ключевых субъектов социального института медицины в Российской Федерации: Монография / Т. Е. Романова. Нижний Новгород: ННГУ, 2023. 179. Romanova T. E. The influence of digital transformation processes on the system of relationships between key subjects of the social institute of medicine in the Russian Federation: Monograph / T. E. Romanova. Nizhny Novgorod: NNSU, 2023. 179.

9. О направлении ответов на обращения, поступающие в Минздрав России в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736: письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2023 № 31–2/И/2–24207. официальный интернет портал правовой информации. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467769/?ysclid=m27q1xx19539201179 (дата обращения: 13.09.2024) On sending responses to appeals received by the Ministry of Health of Russia in connection with the entry into force of Decree of the Government of the Russian Federation No. 736 dated May 11, 2023: letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated December 22, 2023 No. 31–2/I/2–24207. official Internet portal of legal information. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467769/?ysclid=m27q1xx19539201179 (access date: 13.09.2024)

10. Павлов С.В., Абаева О.П. Социология медицины: тенденции и векторы развития. Социология медицины. 2019; 18, (2): 128. Pavlov S.V., Abaeva O.P. Sociology of medicine: trends and vectors of development. Sociology of medicine. 2019; 18, (2): 128.

11. Филиппов, Ю. Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю. История становления информированного добровольного согласия пациента в России. Медицинский альманах. 2013; 1 (25): 11–13 Filippov Yu.N., Abaeva O.P., Filippov A.Yu. The history of the formation of the informed voluntary consent of a patient in Russia. Medicinskij al’manah. 2013; 1 (25): 11–13

Специфика оказание отдельных видов медицинской помощи (далее — МП) состоит в том, что основной причиной, препятствующей обращению пациентов за ее получением является боязнь разглашения тайны об их состоянии третьим лицам. В медицинской практике имеются случаи, когда без согласия пациента информация о состоянии его здоровья передавалась его родственникам, коллегам или по месту учебы [2]. Соблюдение врачебной тайны имеет важное значение для таких лиц, а боязнь ее разглашения вынуждает их скрывать свой диагноз от всего общества и, как следствие, обращаться за получением медицинской помощи анонимно.

Нынешнее законодательство достаточно чётко регламентировало возможность предоставления платных услуг на анонимной основе. Исходя из положений ст. 84 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), медицинские услуги за плату могут предоставляться анонимно. Необходимо отметить, что Федеральный закон № 323-ФЗ право анонимного оказания МП закрепил только за медицинскими организациями (далее — МО), которые участвуют в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП. Указанное требование закона можно трактовать по-разному: с одной стороны — коммерческие МО, оказывающие исключительно платные медицинские услуги (далее — МУ), предоставлять их на анонимной основе не имеют права, а с другой стороны — для МО, не участвующих в реализации государственных программ, запрета на оказание платных МУ анонимно не установлено. В данном случае, мы полностью согласны с представителями медицинского сообщества о том, что «такая ситуация не является умышленным ограничением, установленным для частных медицинских клиник» [1] и единственный путь решения сложившейся «правовой неопределенности» будет — внести изменения в ст. 84 Федерального закона № 323-ФЗ.

В 2023 году вступило в силу новое постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее — ПП № 736), в котором законодатель указал, что при оказании гражданину платных МУ анонимно, сведения в документации фиксируется со слов потребителя услуги, то есть пациента. Таким образом, под анонимностью подразумевается предоставление МУ без документальной идентификации пациента, что обеспечивает сохранение в тайне не только информацию о факте обращения в МО, своем здоровье и результатах, но и свои данные от медицинского работника. Четкого правового механизма, обеспечивающего оказание МП анонимно, законодателем не установлено. В нормативных документах содержится только упоминание о возможности анонимного лечения. Единственный документ, прямо регламентирующий порядок оказания анонимной МП, является приказ Минздрава России от 23.08.1999 № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)» (далее — Приказ МЗ РФ № 327). Законодатель указал, что форма анонимного оказания МП больным алкоголизмом и наркоманией позволяет привлечь к лечению определённый контингент больных, по различным причинам избегающих обращаться в наркологические диспансеры на общих основаниях [3].

Для Цитирования:
Смирнова Вера Игоревна, Ерусланкин Николай Игоревич, Правовые и организационные аспекты оказания анонимной медицинской помощи пациентам наркологического профиля. ГЛАВВРАЧ. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: