По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 346.3

Правовые формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации

Э. З. Ламазов Новосибирский государственный университет

В статье рассматриваются правовые формы государственно-частного и муниципальночастного партнерства. Автором предпринимается попытка выделить и охарактеризовать две основные формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства: договорную и корпоративную. Делается вывод о том, что предусмотренная Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации» договорная форма партнерства имеет определенные недостатки, которые препятствуют эффективному развитию и регулированию отношений в данной области. Обосновывается необходимость введения корпоративной формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Предлагается разработать и ввести корпоративную форму в действующий закон путем заимствования положения о ней из Модельного закона СНГ «О публично-частном партнерстве».

Литература:

1. Лисица В.Н. О развитии регионального законодательства о государственно-частном партнерстве // Юридическая наука и практика. – 2016. – Т. 12. – № 1. – С. 79–85.

2. Волосов А.И. Теория и методология государственного управления инвестиционной деятельностью: автореф. дис. д-ра экон. наук. – СПб., 2008. – 35 с.

3. Кондратьева У.Д. Особенности форм государственно-частного партнерства // Современное право. – 2016. – № 1. – С. 59–65.

4. Попондопуло В.Ф. Публично-частное партнерство: понятие и правовые формы // Арбитражные споры. – 2014. – № 2. – С. 81– 100.

5. Белов С.А., Гриценко Е.В. Жмули на Д.А. и др. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. Попондопуло В.Ф., Шевелевой Н.А. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 528 с. – КонсультантПлюс [справочно-поисковая система].

6. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование: дис. канд. юрид. наук. – М., 2011.

7. Килинкаров В.В. Институциональные публично-частные партнерства: общее понятие и правовые рамки // Юрист. – 2015. – № 7. – С. 15–21.

8. Лысихина О.И. Концессионное соглашение как форма государственно-частного партнерства в транспортной сфере // Транспортное право. – 2007. – № 4.

Одним из видов сотрудничества в области инвестиционной деятельности между публичными и частными субъектами является государственно-частное и муниципально-частное партнерство (далее – публично-частное партнерство, ПЧП). Такое сотрудничество в настоящий момент рассматривается в качестве наиболее перспективного механизма привлечения инвестиций с использованием объектов государственной и муниципальной собственности, который позволяет обеспечить эффективное исполнение органами власти своих полномочий, повысить занятость населения, увеличить налоговые и неналоговые доходы бюджетов различных уровней и т. д. [1. С. 80]. В теории и на практике существуют правовые формы публично-частного партнерства, условно разделенные на договорную и корпоративную (иногда ее также называют институциональной) [2. С. 35]. Принятый Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон о партнерстве) предусматривает лишь договорную форму публично-частного партнерства, что следует из закрепляемого им понятия публично-частного партнерства (п. 1 ст. 3). Представление такого подхода законодателя является неоправданным, и закон о партнерстве в этой части подлежит совершенствованию.

В литературе отсутствует единство мнений относительно того, что понимается под правовыми формами публично-частного партнерства. Так, одни авторы формы ПЧП определяют в зависимости от видов отношений собственности и степени зависимости от государства в вопросах финансирования и разделения рисков [3. С. 61]. Другие считают, что все же необходимо рассматривать более общую классификацию и выделять корпоративные формы, в основу которых положено создание проектной компании с участием государства и бизнеса, и договорные формы, когда реализация проекта осуществляется на основании договора [2. С. 35]. Представляется, что второй подход верный и позволяет провести более точное разграничение форм ПЧП – по их существенным признакам.

Для Цитирования:
Э. З. Ламазов, Правовые формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации. Юрисконсульт в строительстве. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: