В XXI веке значение углеводородного сырья остается по-прежнему глобальным. Как следствие, во всем мире и, в частности, в России происходит осознание необходимости увеличения масштабов разведки месторождений нефти и газа путем увеличения числа новых газоперерабатывающих объектов, повышения их качества и эффективности, а также внедрения новых технологий, связанных с увеличением единичных мощностей.
Изначально стоит обозначить теоретическую основу нефтегазовой отрасли. Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» определяет систему газоснабжения как «имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа» [1]. В Законе РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» не содержится определения объектов нефтяной отрасли. Обобщенная характеристика объектов ТЭК, а также определение охраняемых объектов ТЭК даны в п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Еще одна характеристика объектов нефтегазового комплекса содержится в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее— ГрКРФ)— данные объекты относятся к объектам капитального строительства.
Особенность строительства нефтегазовых предприятий связано с тем, что в первую очередь важное значение придается экологическим факторам, сохранению природного наследия, разумному потреблению ресурсов. Именно поэтому строительство объектов нефтегазового комплекса регулируется многими источниками права. Так, положения данной области содержатся в следующих нормативных правовых актах: Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического кодекса», иные федеральных законы и другие нормативные правовые акты в нефтегазовой сфере.