От редакции:
8 ноября 2018 г. на площадке Государственного университета по землеустройству состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, на котором был рассмотрен принятый в первой чтении законопроект о совершенствовании определения видов разрешенного использования земельных участков. По итогам этого заседания было решено, в том числе создать рабочую группу. Автор данной статьи входит в состав указанной группы.
С советского периода, когда все земли и земельные участки находились в исключительной собственности государства, их правовой режим определялся принадлежностью к одной из целевых категорий земель. Изначально их было три: а) предоставленные в пользование (сельскохозяйственное) трудовых землепользователей, а) городские земли и в) остальные государственные земельные имущества. По мере усложнения земельных правоотношений число категорий увеличилось и к моменту реформ 1990‑х годов достигло семи1 . Принципиально такое деление на категории и их состав не изменились и до сих пор, то есть при проведении земельной реформы и в последующие годы этот подход сохранился.
При этом первые три отечественных Земельных кодекса (1922, 1970 и 1991) регулируя вопросы о том, как можно (следует) использовать земельный участок оперировали обобщенными понятиями «земля», «земли».
Но в условиях признания земельных участков объектами недвижимости большее значение приобрели не земли «вообще», а именно их участки, сущностным отличием которых от земель является их индивидуализация посредством определения и установления на местности их границ. Ведь только такие индивидуализированные участки могут принадлежать частным лицам, находиться в гражданском обороте, быть объектом налогообложения.
Однако и ныне действующий Земельный кодекс2 2001 года (далее — ЗК РФ) в изначальной редакции также воспроизвел ранее сформированный подход о землях (ст. 1, 8).