По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Правовое регулирование северного морского пути

Шеломенцев В. Н. д-р юрид. наук, профессор кафедры аграрного и экологического права, Государственный университет землеустройства, г. Москва

XXI в. является продолжением новых исследований Арктической зоны государствами как политического, международного пространства, а также выхода на новый уровень понимания экономических, экологических проблем по использованию Арктики. Так, в частности, Россией осуществляются огромные усилия по развитию Северного морского пути и охране богатейших природных ресурсов. И природа для этого создает определенные условия потепления климата, происходит сокращение ледового покрова в силу таяния ледников.

Литература:

1. Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

3. Шеломенцев В. Н. Конституционно-правовой статус республики Хакасия: теоретический и историко-сравнительный анализ:автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. — М., 1999.

4. Липски С. А. Земельные доли: путь к оптимизации землепользования или препятствие при перераспределении земель // Право и инвестиции. — 2001. — № 2–3. — С. 36–41.

5. Липски С. А. Новое в законодательной базе аграрного сектора // Экономист. — 2004. — № 8. — С. 89–94.

6. Липски С. А. О развитии федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. — 2013. — № 2 (98). — С. 81–86.

7. Липски С. А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. — 2013. — № 6. — С. 20–25.

8. Липски С. А. Тенденции и перспективы в развитии земельного законодательства: монография. — М.: Издательство Русайнс, 2015. — 220 с.

9. Липски С. А. Особенности современного этапа земельной реформы // Экономист. — 2002. — № 10. — С. 77–87.

10. Буров М. П. Современные проблемы землепользования и государственного регулирования экономики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 7. — С. 6–16.

Северный морской путь — главная морская коммуникация в российской Арктике, поэтому Президент России Владимир Путин рассчитывает, что суда под российским флагом будут наделены исключительным правом на перевозку и хранение углеводородов а акватории Северного морского пути. На совещании по вопросу стимулирования строительства судов и морской техники на судостроительном комплексе «Звезда» он поднял этот вопрос и заявил, что «этот шаг позволит нарастить объем морских перевозок, будет укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме и рассчитываю, что уже в скором времени будет принят». Утвержденная Президентом России 18 сентября 2008 г. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года была принята во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [2]. К приоритетным направлениям развития Арктической зоны относятся: комплексное социально-экономическое развитие региона, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике. В соответствии с Основами реализация государственной политики в Арктике она разделена на несколько этапов. Первый этап (2008–2010 гг.) предполагал гидрографические, геолого-геофизические, картографические работы по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны России, реализацию целевых программ, финансируемых за счет средств различных бюджетов Российской Федерации и внебюджетных источников, а также перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Второй этап (2011–2015 гг.) предусматривал международно-правовое оформление внешней границы, структурную перестройку экономики России, а также создание единого информационного пространства Арктической зоны. На третьем этапе (2016–2020 гг.) предусматривается обеспечение превращения Арктической зоны России в ведущую стратегическую ресурсную базу страны, что в перспективе позволит сохранить роль ведущей арктической державы за Россией. Согласно данного документа грузопоток по Северному морскому пути к 2020 г. может вырасти в десятки раз, до 65 млн тонн в год. Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина данного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5,6 тыс. км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км, для сравнения: через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км. Одним из локомотивов экономики и освоения Северного морского пути может стать судостроительный комплекс «Звезда», территориально находящийся в Большом Камне, после ввода в эксплуатацию он станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. тонн стали в год. Верфь будет выпускать целую линейку средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, включающей танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки. Президент не раз заявлял о необходимости стимулирования российских нефтегазовых компаний по размещению заказов на «Звезде». Основным заказчиком выступила «Роснефть», заказав на судоверфи четыре многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса и пять танкеров типа «Афрамакс» на газовом топливе. По последним данным, объем заказов удалось увеличить до 24 судов. Кроме того, компания «Новатэк» передала всю необходимую документацию судостроительной верфи «Звезда» на строительство порядка 15 СПГ-танкеров арктического класса для «Арктик СПГ-2». Согласно перспективам развития региона и для выхода на позитивную экономику и работу судостроительной компании до 2035 г. нужно поручить портфель заказов в 188 судов, для этого нужны законодательные изменения, о чем говорил глава государства. Интересы России связаны также с сохранением благоприятного состояния природы, ее качественные и количественные характеристики могут быть обеспечены посредством законодательного регулирования взаимоотношения человека с природой в процессе удовлетворения его потребностей за счет использования природных ресурсов. При этом должны соблюдаться природные циклы и способы ее развития и самовосстановления, а также оберегаться и охраняться от губительных воздействий человеческой деятельности и не допускать истощение земных ресурсов [3]. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [4]. Благоприятной признается такая окружающая среда, которая способна удовлетворять экологические (физиологические), экономические, эстетические и иные потребности человека [5]. Арктика — собо экологически охраняемый район земного шара, включает в себя морские пространства Северного Ледовитого океана и ряд прилегающих к нему морей, а также островные и частично материковые территории России, США, Канады, Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Финляндии. Российский сектор Арктической зоны охватывается мощным промышленным комплексом Севера, имеющим большой потенциал. Российская промышленность добывает на Севере нефть (73 % от добычи), природный газ (93 %), никель и медь (90 %), алмазы и золото (33 %), платину, кобальт, олово, марганец, уголь. На сегодня неоткрытых земель в Арктике просто нет, все сухопутные территории являются частью территории одного из арктических государств. Природе Арктики присущи следующие отличительные черты, которые позволяют отнести Арктику к особой природной области: круглогодичное присутствие ледников на суше, низкий радиационный баланс, присутствие подземных льдов, безлесие, суши, покрытие морских акваторий льдами. Площадь Арктики составляет огромную территорию — около 21 млн кв. км. Коренное население Арктики — более 30 народов, которые говорят на нескольких десятках языков. Четко определенных границ Арктики нет, они определяются по-разному. В одном случае проводят южную границу Арктики по Северному полярному кругу (параллель 66 °33» с. ш.). Такая точка зрения преобладает в доктрине международного права. В другом случае границу определяют с точки зрения климата, где Арктикой считается территория, средняя температура в которой в июле не превышает 10 °С [4]. В границах Арктики выделяют две природные зоны: арктические пустыни и тундры. Многими странами Арктика рассматривается как стратегический резерв их будущего. Для России Арктика представляет собой особый интерес в силу того, что общая площадь владений России в Арктике составляет около 4,1 млн кв. км (18 % от всей территории России), из них — 2,2 млн кв. км суши, на которых проживает около 2,5 млн человек (более 55 % населения всей Арктики). На данный момент ближайшим этапом освоения Арктики предполагается направление развития Бованенковского месторождения нефти и газа, расположенного в Ямало-Ненецком округе, что предопределит перспективы экономического развития России. По прогнозам, Россия планирует потратить около 5 трлн руб. до 2030 г. на 150 проектов по развитию Арктики [6]. Большим юридическо-правовым достижением является то, что 26 февраля 1997 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (Ямайка) [1]. В настоящее время Конвенция 1982 г. ратифицирована 168 государствами. Вместе с тем многие страны, подписавшие Конвенцию, не ратифицировали ее, в том числе и США. В соответствии со ст. 234 данной Конвенции ООН на Арктику распространялся режим внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и открытого моря, в силу чего граница государств определялась в пределах внешних границ территориального моря. А зона территориальных вод, включающих также ее дно, недра и воздушное пространство над ней, устанавливалась в 12 миль от побережья, над которой устанавливался полный суверенитет прибрежной страны. Суверенитет государства распространялся и на исключительную экономическую зону, установленную в 200 миль, начиная от внешних границ территориальных вод, а также и на континентальный шельф на расстоянии в 150 миль, при условии, что государством будет доказано, что морское дно является продолжением берега. Касаемо морей и океанов, их дна и недр под ними, не подпадающих под чью-либо юрисдикцию, то они были признаны общечеловеческим наследием, что наделяет все государства равными правами на какую-либо деятельность в них. К примеру, установлены механизмы, позволяющие любой стране подать в ООН заявку на разработку ресурсов морского шельфа. Российская Федерация первой направила в 2001 г. представление в комиссию о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу, согласно которому подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы, а также об участке в Охотском море [9]. Данная заявка была отклонена в 2002 г. в связи с недостаточным объемом информации, в силу чего необходимы дополнительные обоснования правоты своих требований [7]. Уже в 2014 г. комиссией была удовлетворена заявка России по расширению исключительной экономической зоны за счет участка площадью 50 тыс. кв. км в Охотском море, что было расценено как шаг к признанию и заявки по вышеуказанным хребтам [8]. Так, Россия правомерно ведет работу по применению норм Конвенции, презентовав в феврале 2016 г. в ООН заявку, которая доказывает, что продолжением Сибирской континентальной платформы является континентальный шельф Северного Ледовитого океана и установлению границы в 350 миль от внешней границы территориального вод или в 100 миль от изобаты, в случае, если изобата расположена дальше расстояния в 250 миль от внешних границ территориальных вод, В случае положительного рассмотрения заявки, площадь арктической зоны России с нынешних 4,1 млн кв. км увеличится до 5,3 млн кв. км. Оживленные споры на протяжении всего периода времени со дня подписания в 1990 г. вызывает Соглашение между США и СССР о линии разграничения морских пространств, которое безусловно нарушает национальные интересы России. В соответствии с этим соглашением 70 % территории Берингова моря находится под суверенитетом США, получивших на 13 тыс. кв. морских миль больше в связи с проведением линии разграничения не на равном расстоянии между побережьями. Такая схема была использована в силу того, что за основу составления данного соглашения была взята граница, которая была установлена Договором об уступке российских северо-американских колоний 1867 г., так как это подтверждало признание США права России на владение арктическими территориями. Факт признания США границ морских владений СССР в Чукотском море и в Северном Ледовитом океане планировался использоваться советскими властями как дополнительный аргумент во время аналогичных переговоров с Норвегией по спору разграничения Баренцева моря и Северного Ледовитого океана, но это себя не оправдало. Однако стоит отметить, что данное соглашение не было ратифицировано ни СССР, ни Россией и в настоящее время оно временно применяется на основе обмена нотами между СССР и США. С принятием Федерального закона от 28.07.2012 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» был завершен очередной этап упорядочения российского законодательства в сфере правового регулирования плавания судов в морских пространствах, прилегающих к северному побережью Российской Федерации, многие нормы данного закона носят бланкетный характер и в ближайшее время предстоит разработать целый ряд нормативно правовых актов по данному направлению.

Для Цитирования:
Шеломенцев В. Н., Правовое регулирование северного морского пути. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: