Земельные ресурсы, как известно, являются невосполнимы. Несмотря на всеобщую обеспокоенность экологической ситуацией во всем мире, развитие промышленности и соответственно нанесение ущерба экологии и природным ресурсам происходит ежедневно. Кроме того, ухудшается уровень жизни населения с точки зрения сохранности и качества окружающей среды: почва, вода, воздух подвергаются серьезному загрязнению, а иногда последствия от эксплуатации ряда производственных объектов могут достигать крупномасштабных размеров и выливаться в загрязнение окружающей среды, которое требует немедленного объявления чрезвычайной ситуации и ликвидации последствий в крайне ограниченные сроки.
Количество земель, не пригодных для сельского хозяйства, неуклонно растет. Так, по данным Росстата площадь нарушенных земель к 2018 г. увеличилась на 120 тыс. га по сравнению с данными за 2013 г., что составляет прирост почти вдвое1.
Рекультивация земельных участков представляет собой один из механизмов, который мог бы позволить не только восстановить утраченные земельные участки, но и вовлечь их в хозяйственный оборот, в том числе и использовать для развития сельского хозяйства.
Однако осуществление превентивных и восстановительных мер по приведению земельных участков в первоначальное состояние, в том числе проведение мер по обеззараживанию земель, процедура довольно дорогостоящая. При этом экономические стимуляторы для организаций, в результате деятельности которых нарушается естественный земельный покров и требуется проведение работ по его восстановлению, на сегодняшний день практически не развиты.
Одной из проблем, заявленных в энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715‑р, является отсутствие стимулирующих факторов и создания благоприятных условий по рекультивации нарушенных земель в нефтегазовом секторе.
Вместе с тем рекультивация земельных участков не только дорогостоящая, но и процедурно тяжелая и временно затратная процедура.