На V Международном социальном форуме, состоявшемся в 2015 г. в Москве, один из участников дискуссии поведал, до чего может довести заурегулированность отношений по оказанию бесплатной юридической помощи.
В общественной приемной одного из многих полномочных представительств органов власти, проводили прием граждан студенты-юристы. На беседу с каждым гражданином они отводили строго по 15 минут. Участник форума обратился к автору статьи как к докладчику: «Как мы, россияне, могли низвести до такой казенщины работу с людьми, которым обещали доступность квалифицированной юридической помощи и которые месяцами пробивались к ее получению, стремясь именно в этот офис, потому что они доверяют именно тому лицу, что указано в названии офиса?!»
Действительно, этого ли эффекта добивался законодатель, когда формировал основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан1 и правовые основы деятельности многоуровневой и многоликой национальной системы бесплатной юридической помощи?2 Кто повинен в той схеме приема, которую описал делегат социального форума: законодатель или исполнители – участники названной системы? Откуда и как появился «самоценный» норматив – 15 минут на беседу с посетителем? И почему в приемной посетитель беседует с консультантом чьей-то юридической клиники, т.е. с представителем образовательной организации, а не с представителем этой приемной?
Для того чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо оценить систему современных источников российского права, регулирующих процесс оказания квалифицированной юридической помощи и гарантирующих в соответствии с Конституцией РФ ее предоставление в установленных федеральными законами случаях на бесплатной основе.
В 1993 г. ст. 48 Конституции РФ сформулировала среди основных прав личности право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Это право в объемах его содержания и гарантирования следует соотнести с двумя другими из числа основных прав личности, закрепленными в ст. 45 и 46. Статьей 45 конституировано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». В ст. 46 провозглашено: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Все права личности, закрепленные в Конституции, обеспечиваются такими принципами, как неотчуждаемость основных прав, полнота регулирования и реализации прав и свобод человека и гражданина, равенство статусов и равенство граждан перед судом и законом.