По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.46

Правовое регулирование оказания бесплатной юридической помощи. Инструментарий повышения профессиональной культуры юристов

Е.Н. Доброхотова канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права и охраны труда, директор Юридической клиники СПбГУ

В статье анализируется нормативно-правовое регулирование оказания бесплатной юридической помощи в целях выявления инструментов подготовки и повышения квалификации юридических кадров. Анализ проводится сквозь призму гарантий равенства доступа граждан к правосудию и гарантий получения квалифицированной юридической помощи. Развитие исследуемого законодательства связывается с государственной задачей вытеснения «подпольной адвокатуры» и некачественной юридической помощи, а его появление – со становлением регулирования. Главным аспектом его совершенствования автор называет концептуальное развитие понятийного аппарата в двух направлениях: универсализации и дифференциации. Автор считает юридические клиники инструментом изменения качества юридической помощи и согласования образовательных стандартов с профессиональными.

На V Международном социальном форуме, состоявшемся в 2015 г. в Москве, один из участников дискуссии поведал, до чего может довести заурегулированность отношений по оказанию бесплатной юридической помощи.

В общественной приемной одного из многих полномочных представительств органов власти, проводили прием граждан студенты-юристы. На беседу с каждым гражданином они отводили строго по 15 минут. Участник форума обратился к автору статьи как к докладчику: «Как мы, россияне, могли низвести до такой казенщины работу с людьми, которым обещали доступность квалифицированной юридической помощи и которые месяцами пробивались к ее получению, стремясь именно в этот офис, потому что они доверяют именно тому лицу, что указано в названии офиса?!»

Действительно, этого ли эффекта добивался законодатель, когда формировал основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан1 и правовые основы деятельности многоуровневой и многоликой национальной системы бесплатной юридической помощи?2 Кто повинен в той схеме приема, которую описал делегат социального форума: законодатель или исполнители – участники названной системы? Откуда и как появился «самоценный» норматив – 15 минут на беседу с посетителем? И почему в приемной посетитель беседует с консультантом чьей-то юридической клиники, т.е. с представителем образовательной организации, а не с представителем этой приемной?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо оценить систему современных источников российского права, регулирующих процесс оказания квалифицированной юридической помощи и гарантирующих в соответствии с Конституцией РФ ее предоставление в установленных федеральными законами случаях на бесплатной основе.

В 1993 г. ст. 48 Конституции РФ сформулировала среди основных прав личности право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Это право в объемах его содержания и гарантирования следует соотнести с двумя другими из числа основных прав личности, закрепленными в ст. 45 и 46. Статьей 45 конституировано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». В ст. 46 провозглашено: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Все права личности, закрепленные в Конституции, обеспечиваются такими принципами, как неотчуждаемость основных прав, полнота регулирования и реализации прав и свобод человека и гражданина, равенство статусов и равенство граждан перед судом и законом.

Для Цитирования:
Е.Н. Доброхотова, Правовое регулирование оказания бесплатной юридической помощи. Инструментарий повышения профессиональной культуры юристов. Юрисконсульт в строительстве. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: