По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.776 DOI:10.33920/pol-01-2307-01

Правовое регулирование информационных отношений как составляющей части информационной безопасности общества

Кривоухов Анатолий Анатольевич канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова», Россия, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 70, Е-mail: anatka@rambler.ru, +7 919 211 8885, ORCID ID: 0000-0001-8918-5213

В современной России назначение права и его признаков заключается в регулировании общественных отношений. Правовое регулирование — это механизм влияния страны на комплекс общественных отношений с применением нормы права. По мере укрепления российской экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким, что не всегда способствует улучшению информационной безопасности. Правовое регулирование информационных отношений в обществе регулируется с помощью целого блока юридических средств. Правовое регулирование информационных правоотношений является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Предметом правового регулирования являются те информационные общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию. Чрезвычайно важным для понимания сущности предмета правового регулирования информационных отношений является вопрос о его сфере, которая представляет собой область общественных отношений, регулируемых правом. Границы данной сферы не являются раз и навсегда данными, застывшими, напротив, они способны к определенной динамике, могут изменяться в зависимости от объективных потребностей развития общества и государства в конкретный период развития информационных правоотношений. Некоторые ученые, кроме информационных общественных отношений, также включают в сферу их правового регулирования обстоятельства, события, действия, связи, которые не только могут, но и должны быть урегулированы законодательством.

Литература:

1. Бобонец, С.А. К вопросу информационной безопасности личности в эпоху цифровизации / С.А. Бобонец, А.В. Костюк. Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2022; 4 (8): 12–16. EDN FKARPI.

2. Варганов В.В., Зотов В.В. Деструктивное информационное воздействие и способы его распознавания. Телекоммуникации. 2013; 5: 42–48.

3. Глозштейн, Д.А. Угрозы информационной безопасности личности в цифровом обществе: интернет вещей / Д.А. Глозштейн, А.П. Хохлова. Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций: материалы международной междисциплинарной научной конференции, Йошкар-Ола, 2 декабря 2021 г. Ч. 1. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2022: 59–63. EDN BMKBRP.

4. Зотов В.В., Кривоухов А.А. Информационная безопасность как антропосоциотехнический феномен. Коммуникология. 2017; 5, 4: 71–81.

5. Зотов В.В., Васильева И.Н., Кривоухов А.А. Социально-сетевое взаимодействие в сети Интернет: к определению феномена медиа. Коммуникология. 2022; 10, 4: 13–22.

6. Кривоухов А.А., Прокопенко А.Н. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2007; 1: 173–181. EDN ORMBKF.

7. Кривоухов А.А., Воробьева О.В. К вопросу обеспечения информационно-психологической безопасности личности и роли государства в этом процессе. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015; 7: 194–195.

8. Кривоухов А.А. Оценка информационной безопасности интернет-среды пользователями социальных сетей. Коммуникология. 2018; 6, 1: 107–117. EDN YVQMOU.

9. Кривоухов А.А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление как способ реализации права граждан на информацию: сборник научных трудов международной научно-практической онлайн-конференции, посвященной 10-летию образования Бухарского филиала Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства / отв. ред. Т.Х. Жураев. 2020: 506–508.

10. Малик Е.Н. Кибертерроризм как мировая угроза: вызовы и меры борьбы. Вестник Прикамского социального института. 2020; 1 (85): 169–173. EDN QQJHOD.

11. Ооржак Э.В. Понятие информационной безопасности личности: анализ российского законодательства. Актуальные исследования. 2023; 5 (135): 92–94. EDN AIBCWS.

12. Пирогов, А.И. Современное информационное общество: общие проблемы безопасности личности / А.И. Пирогов, О.В. Матвеев, А.В. Кончугов. Вопросы политологии. 2020; 10, 7 (59): 2113–2125. DOI 10.35775/PSI.2020.59.7.006. EDN BGQZCK.

13. Устинович Е.С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования. Юридический мир. 2009; 4: 33–36. EDN KDSHVF.

14. Устинович Е.С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении Информационное право. 2010; 3: 3–6. EDN MWGFXL.

15. Устинович Е.С. Социальное государство в условиях информационного развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2017; 11: 27–34. EDN ZXLGXV.

16. Устинович Е.С. Цифровизация социальной сферы в России. Социальная политика и социальное партнерство. 2019; 2: 32–36. EDN SRAPFR.

17. Устинович Е.С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ). Государственная власть и местное самоуправление. 2018; 3: 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. EDN YVJFRF.

18. Устинович, Е.С. Доктринальное обеспечение государственной политики национальной безопасности России в контексте конституционной реформы 2020 года / Е.С. Устинович, Д.Л. Цыбаков. Среднерусский вестник общественных наук. 2020; 15, 4: 142–151. DOI 10.22394/2071-2367-2020-15-4-142-151. EDN BFEMGQ.

19. Устинович Е.С. О современном состоянии информационного, компьютерного и телекоммуникационного обеспечения образовательного процесса высшего образования в Российской Федерации. Социальная политика и социальное партнерство. 2022; 2: 87–95. DOI 10.33920/pol-01-2202-01. EDN OCHWJZ.

20. Ustinovich E.S. The Development of Information Policy of the Russian Empire During the Reign of Alexander II. Bylye Gody. 2015; 35 (1): 81–86. EDN TJUHYZ.

1. Bobonec, S.A. K voprosu informacionnoj bezopasnosti lichnosti v epohu cifrovizacii / S.A. Bobonec, A.V. Kostyuk. Al’manah Permskogo voennogo instituta vojsk nacional’noj gvardii. 2022; 4 (8): 12–16. EDN FKARPI.

2. Varganov V.V., Zotov V.V. Destruktivnoe informacionnoe vozdejstvie i sposoby ego raspoznavaniya. Telekommunikacii. 2013; 5: 42–48.

3. Glozshtejn, D.A. Ugrozy informacionnoj bezopasnosti lichnosti v cifrovom obshchestve: internet veshchej / D.A. Glozshtejn, A.P. Hohlova. Bezopasnost’ cheloveka i ustojchivoe razvitie obshchestva pered vyzovami global’nyh transformacij: materialy mezhdunarodnoj mezhdisciplinarnoj nauchnoj konferencii, Joshkar-Ola, 2 dekabrya 2021 g. CH. 1. Joshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet, 2022: 59–63. EDN BMKBRP.

4. Zotov V.V., Krivouhov A.A. Informacionnaya bezopasnost’ kak antroposociotekhnicheskij fenomen. Kommunikologiya. 2017; 5, 4: 71–81.

5. Zotov V.V., Vasil’eva I. N., Krivouhov A.A. Social’no-setevoe vzaimodejstvie v seti Internet: k opredeleniyu fenomena media. Kommunikologiya. 2022; 10, 4: 13–22.

6. Krivouhov A.A., Prokopenko A.N. Pravovaya politika Rossijskoj Federacii v sfere gosudarstvennyh informacionnyh resursov. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2007; 1: 173–181. EDN ORMBKF.

7. Krivouhov A.A., Vorob’eva O.V. K voprosu obespecheniya informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti i roli gosudarstva v etom processe. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel’skohozyajstvennoj akademii. 2015; 7: 194–195.

8. Krivouhov A.A. Ocenka informacionnoj bezopasnosti internet-sredy pol’zovatelyami social’nyh setej. Kommunikologiya. 2018; 6, 1: 107–117. EDN YVQMOU.

9. Krivouhov A.A. Vnedrenie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v gosudarstvennoe upravlenie kak sposob realizacii prava grazhdan na informaciyu: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, posvyashchennoj 10-letiyu obrazovaniya Buharskogo filiala Tashkentskogo instituta inzhenerov irrigacii i mekhanizacii sel’skogo hozyajstva / otv. red. T.H. ZHuraev. 2020: 506–508.

10. Malik E.N. Kiberterrorizm kak mirovaya ugroza: vyzovy i mery bor’by. Vestnik Prikamskogo social’nogo instituta. 2020; 1 (85): 169–173. EDN QQJHOD.

11. Oorzhak E.V. Ponyatie informacionnoj bezopasnosti lichnosti: analiz rossijskogo zakonodatel’stva. Aktual’nye issledovaniya. 2023; 5 (135): 92–94. EDN AIBCWS.

12. Pirogov, A.I. Sovremennoe informacionnoe obshchestvo: obshchie problemy bezopasnosti lichnosti / A.I. Pirogov, O.V. Matveev, A.V. Konchugov. Voprosy politologii. 2020; 10, 7 (59): 2113–2125. DOI 10.35775/PSI.2020.59.7.006. EDN BGQZCK.

13. Ustinovich E.S. Informacionnaya deyatel’nost’ federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti kak special’nyj ob»ekt pravovogo regulirovaniya. YUridicheskij mir. 2009; 4: 33–36. EDN KDSHVF.

14. Ustinovich E.S. Voprosy metodologii informacionnoj deyatel’nosti v gosudarstvennom upravlenii Informacionnoe pravo. 2010; 3: 3–6. EDN MWGFXL.

15. Ustinovich E.S. Social’noe gosudarstvo v usloviyah informacionnogo razvitiya. Social’naya politika i social’noe partnerstvo. 2017; 11: 27–34. EDN ZXLGXV.

16. Ustinovich E.S. Cifrovizaciya social’noj sfery v Rossii. Social’naya politika i social’noe partnerstvo. 2019; 2: 32–36. EDN SRAPFR.

17. Ustinovich E.S. Vzaimodejstvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politiko-pravovoj analiz). Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2018; 3: 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. EDN YVJFRF.

18. Ustinovich, E.S. Doktrinal’noe obespechenie gosudarstvennoj politiki nacional’noj bezopasnosti Rossii v kontekste konstitucionnoj reformy 2020 goda / E.S. Ustinovich, D.L. Cybakov. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2020; 15, 4: 142–151. DOI 10.22394/207 1-2367-2020-15-4-142-151. EDN BFEMGQ.

19. Ustinovich E.S. O sovremennom sostoyanii informacionnogo, komp’yuternogo i telekommunikacionnogo obespecheniya obrazovatel’nogo processa vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Social’naya politika i social’noe partnerstvo. 2022; 2: 87–95. DOI 10.33920/pol-01-2202-01. EDN OCHWJZ.

20. Ustinovich E.S. The Development of Information Policy of the Russian Empire During the Reign of Alexander II. Bylye Gody. 2015; 35 (1): 81–86. EDN TJUHYZ.

В современной России назначение права и его признаков заключается в регулировании общественных отношений. Правовое регулирование — это механизм влияния страны на комплекс общественных отношений с применением нормы права.

Регулирование представляет процесс, предполагающий наличие объекта регулирования — специфические (юридически значимые) общественные отношения; средств регулирования (нормы права); уполномоченных субъектов и обстоятельства, обусловливающие осуществление деятельности, связанной с регулированием.

Правовое регулирование — фундаментальное понятие юридической науки. В гносеологическом плане возможности этой категории позволяют сконцентрировать внимание на специфических юридических средствах и механизмах регулирования человеческого поведения [3].

Правовое регулирование информационных правоотношений является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Предметом правового регулирования являются те информационные общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

Ряд ученых сформулировали наиболее точное и ясное определение понятия предмета правового регулирования информационных отношений: «качественно обособленные группы общественных отношений в информационной сфере, которые по своему глубинному экономическому и социально-политическому содержанию требуют отдельного, самостоятельного и своеобразного юридического воздействия». Исходя из данного определения, можно сказать, что не все информационные общественные отношения можно урегулировать посредством права.

Чрезвычайно важным для понимания сущности предмета правового регулирования информационных отношений является вопрос о его сфере, которая представляет собой область общественных отношений, регулируемых правом. Границы данной сферы не являются раз и навсегда данными, застывшими, напротив, они способны к определенной динамике, могут изменяться в зависимости от объективных потребностей развития общества и государства в конкретный период развития информационных правоотношений [4, 71–81; 5, 13–22; 12; 17, 11–15].

Некоторые ученые, кроме информационных общественных отношений, также включают в сферу их правового регулирования обстоятельства, события, действия, связи, которые не только могут, но и должны быть урегулированы законодательством.

По мере укрепления российской экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким, что не всегда способствует улучшению информационной безопасности [2; 10; 19, 87–95].

Метод правового регулирования информационных отношений отличается высокой универсальностью, обладает способностью выступать в различных вариациях, сообразно характеру отношений социально-правовой среды в информационном поле.

Правовое регулирование информационных отношений в обществе регулируется с помощью целого блока юридических средств, т. е. механизмом правового регулирования [4].

Использование правовых средств в информационной сфере предполагает такое применение юридического инструментария к решению социально-экономических задач, которое всегда приводит к обеспечению информационной безопасности общества.

Некоторые авторы отмечают, что под правовыми средствами точнее было бы понимать не саму профессиональную юридическую деятельность, а ее формализованные результаты в виде разнообразных правовых актов [5].

Кроме того, ошибочно отождествлять технологию как теоретическую модель (правовой режим) применения средств как фактический поведенческий акт, осуществляемый в соответствии с той или иной технологией [2, 42–48; 3, 59–63].

Иногда все правовые средства сводятся к дозволениям, запретам и обязательствам, которые, в свою очередь, могут различным образом обеспечивать информационную безопасность общества. Примерами такой комбинации могут быть предупреждения, стимулы, иммунитеты.

Говоря о совокупности правовых средств, в юридической литературе зачастую используют термин «механизм правового регулирования». Все правовые средства связаны в единый механизм. Данный подход широко используется и в современной юридической литературе.

Механизм (от греч. mechane — орудие, машина) — устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев элементов), в котором движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает движение остальных тел системы.

Механизм правового регулирования информационных отношений предполагает уяснение природы взаимодействия элементов правовой системы, поиск ответа на вопрос, каким образом они связаны между собой и какие специфические функции выполняют в системе информационной безопасности общества [1; 8, 107–117; 11, 92–94].

Эффективность правового регулирования информационных отношений тесно связана с их социальной ценностью. Если правовая норма эффективна, она имеет и социальную ценность. Но неэффективность правовой нормы еще не свидетельствует о ее ненужности.

Основываясь на вышеизложенном, необходимо сделать вывод о том, что правовое регулирование информационных отношений эффективно тогда, когда будет обеспечиваться совокупность всех необходимых условий и факторов, а также юридических средств для урегулирования информационных общественных отношений посредством нормы права [13, 33–36; 14, 3–6; 18, 142–151].

Законотворческая деятельность государственных органов власти будет проходить планомерно и охватывать интересы наибольшей части российского общества и государства в информационной сфере [20]. Совокупность этих факторов повлияет на укрепление российского государства и российской государственности в области информационной безопасности общества [6; 7, 194–195].

Говоря о правовом регулировании информационных отношений, необходимо отметить, что основу содержания правового регулирования составляют регламентация порядка деятельности субъектов, система разрешений, прямое запрещение определенных действий [6].

Однако в отличие от других правовых норм, информационно-правовые нормы не устанавливают ответственность за нарушение действующих правил. Подобная ответственность установлена административным законодательством, и, в отличие, например, от бюджетного или налогового законодательства, информационное законодательство не содержит прямых норм-санкций, предусмотренных за его нарушение. Использование в качестве норм-санкций отдельных норм административного или уголовного законодательства подтверждает комплексный характер информационных правоотношений и особенность информационно-правового регулирования [9, 506–508; 16, 32–36].

Рассматривая правовое регулирование информационных отношений, необходимо отметить, что содержание данного регулирования постоянно модернизируется, правовые нормы, регулирующие информационные отношения, изменяются в связи с современными реалиями информационной сферы.

Выполнение обязательных законодательных требований должно обеспечивать всестороннее регулирование информационных отношений, что будет способствовать информационной безопасности общества.

Язык статьи:
Действия с выбранными: