Такая модель финансирования здравоохранения считается одноканальной. ФОМС осуществляет ряд полномочий в вопросах управления финансовыми ресурсами на федеральном и региональном уровнях.
Специфика всей работы ФОМС — это предоставление денежных средств по формату «оказанной услуги». Объемы финансирования медицинского учреждения могут варьироваться в зависимости от количества потребителей, которые ранее были обслужены врачами. При этом ФОМС устанавливает не только целевые показатели, но и определяет дифференциацию между различными регионами страны. Поэтому о Фонде можно говорить как о централизованном учреждении и как об учреждении, которое занимается качественным управлением финансами.
Рассматривая структурное положение ФОМС, следует отметить, что Фонд является государственной структурой, т. е. структурой независимого фонда. В это же время Фонд является властной структурой, так как осуществляет управление финансовыми отношениями, а также подчиняется правилам Бюджетного кодекса РФ. Последний тезис подтверждается рядом фактов. Например, Фонд должен выплачивать обратно излишне зачисленное бюджетное финансирование. Хотя Фонд де-юре и является независимой структурой, но взаимосвязь его с бюджетом и с Минздравом более очевидна, чем в других государствах.
Правовое регулирование деятельности Фонда осуществляет закон «Об обязательном медицинском страховании». Пункт 1 Устава Фонда определяет, что Фонд осуществляет реализацию госполитики в сфере здравоохранения. Данное положение однозначно подчеркивает властный характер Фонда, уравнивает Фонд с другими органами власти. Такой тезис позволяет говорить в первую очередь о том, что Фонд является только распорядителем предоставленных средств, а не централизованным субъектом, занимающимся распределением средств в контексте страхового и бюджетного законодательства. Подобная императивная позиция показывает имеющуюся бумажную независимость Фонда от государственных структур. Если бы Фонд действовал в бюджетно-страховой модели, то тогда он был бы вынужден подчиняться тем финансовым требованиям, которые установлены в государстве, но в это же время он мог бы определять самостоятельно свои полномочия.