По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.78

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в строительной отрасли: теория и практика

М.И. Фокеева студентка 1 курса магистратуры Научно-исследовательского института Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (юридический факультет); помощник юрисконсульта ООО «Юридическое бюро «Констата», Иваново

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства, в частности, вопросы формирования и использования компенсационных фондов, перехода членов между СРО, а также правовые последствия исключения членов саморегулируемых организаций и самих некоммерческих организаций из реестра. Автор анализирует противоречия в законодательстве, включая несоответствия между Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которые в совокупности с имеющейся судебной практикой, обуславливают необходимость реформирования законодательства в части правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций.

Литература:

1. Определение Верховного суда Российской Федерации 28.11.2024 по делу № А544468/2025 // Доступ из официальной картотеки арбитражных дел.

2. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 № 05АП4454/2020 по делу А59-1873/2020 // Доступ из официальной картотеки арбитражных дел.

3. Приказ Ростехнадзора от 18.12.2024 № СП-20 // Доступ из СПС Консультант Плюс.

4. Реестр членов саморегулируемых организаций [Электронный ресурс] // Национальное объединение строителей. — URL: https://reestr.nostroy.ru/sro/all/member/list (дата обращения: 13.04.2025).

На сегодняшний день в реестре саморегулируемых организаций в сфере строительства зарегистрировано 323 организации, объединяющих более 396 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной отрасли [4]. При этом большинство норм, устанавливающих правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций, не изменялось и не пересматривалось с момента введения их в действие, что делает действующее законодательство недостаточно актуальным и эффективным для современных условий.

Так, например, одним из обязательных требований для приобретения некоммерческой организацией (далее — НКО) статуса саморегулируемой в силу п. 2 ч. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) является наличие в этой некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда. Указанная норма была введена одновременно с созданием самого института саморегулируемых организаций. Однако, несмотря на столь длительное существование правового института, ни Градостроительный кодекс, ни специальное законодательство до сих пор не закрепили легального определения компенсационных фондов. Вместе с тем, несмотря на некоторой плюрализм доктринальных понятий, большинство как теоретиков, так и практиков, сходятся во мнении, что главной целью создания компенсационных фондов является обеспечение имущественной ответственности членов СРО перед третьими лицами.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон «О саморегулируемых организациях») компенсационные фонды формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО. Так, в соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 55.6 Градостроительного кодекса, в случае принятия органом управления СРО решения о принятии кандидата в члены СРО и наделении его правом на выполнение работ в области строительства, вновь принятые члены должны уплатить взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Помимо этого, по смыслу ч. 2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса, кроме компенсационных фондов возмещения вреда в саморегулируемой организации могут формироваться и компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, взносы в которые подлежат обязательной уплате в случаях, установленных законом.

Для Цитирования:
М.И. Фокеева, Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в строительной отрасли: теория и практика. Юрисконсульт в строительстве. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: