По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Правовое регулирование деятельности музеев

В Российской Федерации большинство музеев являются государственными, в том числе самые крупные и известные. А поэтому без государственной поддержки и финансирования их функционирование невозможно. Связано это и с историей государства, и со сложностью функционирования такой организации, как музей. Регулирование музейной деятельности в разных странах осуществляется по-разному. Как это происходит в Российской Федерации и какие модели правового регулирования установлены — рассматриваем.

Литература:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 08.12.2020) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

В мире признаются две модели регулирования музейной деятельности:

• французская модель;

• американская модель.

Во французской модели приоритетным является взаимодействие музея с посетителями. Строго регламентирующую функцию здесь выполняет государство. Оно осуществляет контроль за оборотом культурных ценностей, устанавливает жесткие правила по их сохранению и использованию.

Американская модель прямо противоположна. Здесь государство не влияет напрямую на деятельность музея, но при этом и не финансирует его, поощряя поступление денежных средств от организаций и частных лиц. Взамен музей получает налоговые преференции.

В Российской Федерации превалирует французская модель. Однако при этом культурные учреждения заинтересованы и во внебюджетных поступлениях по причине недостаточного финансирования со стороны государства. Такой подход позволяет говорить о функционировании третьей модели правового регулирования.

Для ее описания обратимся к основным правовым актам, регулирующим музейную деятельность, а также определим систему органов государственной власти, осуществляющих регулирование данной сферы в России.

Основным законом, регулирующим музейную деятельность в РФ, является Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Данный закон дает определения наиболее важным в музейной деятельности терминам, таким как «музейный предмет», «музейный фонд», «музейная коллекция», а также раскрывает понятие хранения как одного из основных направлений музейной деятельности.

В соответствии с законом музеи в России учреждаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также Основами законодательства РФ о культуре.

Создание, реорганизация и ликвидация музеев федерального уровня осуществляются в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ, если иное не установлено законами и указами Президента РФ. Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов РФ, осуществляются в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если иное не установлено законами субъекта РФ. Однако этот порядок не закреплен ни в одном нормативном правовом акте. Ранее учреждение всех государственных музеев осуществлялось на основании акта Правительства РФ. Музей считался государственным в случае его финансирования государством более чем на 50%.

Для Цитирования:
Даниил Островский, Правовое регулирование деятельности музеев. Музей. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: