В мире признаются две модели регулирования музейной деятельности:
• французская модель;
• американская модель.
Во французской модели приоритетным является взаимодействие музея с посетителями. Строго регламентирующую функцию здесь выполняет государство. Оно осуществляет контроль за оборотом культурных ценностей, устанавливает жесткие правила по их сохранению и использованию.
Американская модель прямо противоположна. Здесь государство не влияет напрямую на деятельность музея, но при этом и не финансирует его, поощряя поступление денежных средств от организаций и частных лиц. Взамен музей получает налоговые преференции.
В Российской Федерации превалирует французская модель. Однако при этом культурные учреждения заинтересованы и во внебюджетных поступлениях по причине недостаточного финансирования со стороны государства. Такой подход позволяет говорить о функционировании третьей модели правового регулирования.
Для ее описания обратимся к основным правовым актам, регулирующим музейную деятельность, а также определим систему органов государственной власти, осуществляющих регулирование данной сферы в России.
Основным законом, регулирующим музейную деятельность в РФ, является Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Данный закон дает определения наиболее важным в музейной деятельности терминам, таким как «музейный предмет», «музейный фонд», «музейная коллекция», а также раскрывает понятие хранения как одного из основных направлений музейной деятельности.
В соответствии с законом музеи в России учреждаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также Основами законодательства РФ о культуре.
Создание, реорганизация и ликвидация музеев федерального уровня осуществляются в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ, если иное не установлено законами и указами Президента РФ. Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов РФ, осуществляются в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если иное не установлено законами субъекта РФ. Однако этот порядок не закреплен ни в одном нормативном правовом акте. Ранее учреждение всех государственных музеев осуществлялось на основании акта Правительства РФ. Музей считался государственным в случае его финансирования государством более чем на 50%.