По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1: 338.24.01, 08.00.12

Правовое поле работников бюджетного учреждения: вопросы бухгалтера

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», ORCID: 0000–0003–2748–6234, e-mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, ORCID: 0000–0001–5197–1913, e-mail: avpra@mail.ru

В статье рассмотрены практические вопросы особенностей организации, формирования и обеспечения правового поля работников бюджетных учреждений, дифференциации трудовых и гражданско-правовых отношений на примере вуза. Проведен анализ заключения гражданско-правового договора с единственным исполнителем как основания оформления соответствующих отношений; рассмотрена судебная практика о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора.

Литература:

1. Бахметьева, Т.В. Причины текучести кадров в бюджетных учреждениях // Сборник статей IV научно-технической конференции студентов и аспирантов МИРЭА — Российского технологического университета (секция «Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами»). — Москва, 2019. — С. 5–10 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=38194443.

2. Степанова, Е.Е. Актуальные вопросы заключения контрактов на оказание преподавательских услуг физическими лицами по закону о контрактной системе // Юридическое образование и наука. — 2018. — № 10. — С. 24–27 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35736546.

3. Шайдук, Л.Г. Проблемы управления текучестью кадров в государственных бюджетных учреждениях // Вестник магистратуры. — 2017. — № 11–1. — С. 33–35 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www. magisterjournal.ru/docs/VM74_1.pdf.

Трудовое законодательство устанавливает, что его основной задачей является «создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства». Отсюда следует, что правоприменительная практика трудовых отношений в бюджетных учреждениях должна быть направлена не только на интересы учреждения-работодателя, важно, оставаясь в правовом поле, не ущемлять права работников. В своей практической деятельности бухгалтер бюджетного учреждения зачастую, ограничиваясь своими профильными знаниями, принимает решения в сфере трудовых отношений вне правового поля, тем самым создавая почву для судебных тяжб, ставя под угрозу финансовую устойчивость организации. Сложность работы бухгалтера в правовом поле, регламентирующем трудовые отношения, определяется разнообразием примеров практики, требующих индивидуального подхода и детального юридического анализа. Для того чтобы минимизировать или совсем исключить возникновение подобных случаев, необходимо обратиться к действующему трудовому законодательству, которое включает не только Трудовой кодекс Российской Федерации, но и разного уровня нормативные документы (постановления Правительства Российской Федерации, письма министерств и ведомств, локальные нормативные акты, включая положения, должностные инструкции, коллективные и трудовые договоры).

Баланс интересов сторон трудового договора обеспечивает работнику, который достиг определенных трудовым договором показателей, соответствующее вознаграждение, а работодателю, основываясь на достигнутых работником показателях, необходимо объективно оценить конкретные результаты его трудовой деятельности, исключить неоправданные кадровые решения. При этом трудовое законодательство не всегда дает исчерпывающие ответы, касающиеся его правоприменения, а практика зачастую интуитивно вырабатывает свои подходы, часто «размывая» правовое поле кадровой политики.

Вопросы кадрового обеспечения бюджетных учреждений были рассмотрены в ряде публикаций [1; 3]. Рассмотрим конкретные практические ситуации, возникающие в практике бюджетного учреждения высшего образования (далее — вуз). Например, вуз принимает на работу педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Возникает вопрос: на какие сроки могут быть заключены трудовые договоры с педагогическими работниками для повышения эффективности использования фонда заработной платы вуза? В соответствии с ч. 1 ст. 332 ТК РФ могут быть заключены как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Педагогический работник, у которого истекает срок договора и который не был избран по конкурсу на замещение должности профессорско-педагогического состава на новый срок, может быть уволен в порядке, установленном ст. 79 ТК РФ,— с предупреждением в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Это позволяет на законных основаниях оптимизировать численность профессорско-преподавательского состава вуза, снизить нагрузку на фонд заработной платы, а также «обновить» кадровый состав преподавателей.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Правовое поле работников бюджетного учреждения: вопросы бухгалтера. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: