По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 005.922.1 DOI:10.33920/pro-01-2407-05

Правовое обеспечение информационной безопасности государственных учреждений

А.Р. Сейдвалиева ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Россия, 125167, Москва, проспект Ленинградский, д. 49/2, E-mail: albinaseyd13@mail.ru

В современных реалиях информационная безопасность данных, размещаемых в сети Интернет, является актуальной проблемой. Сегодня увеличивается число правонарушений в ИТ-сфере, особенно краж информации как у физических, так и у юридических лиц. Такая проблема имеет большое значение для государственных учреждений, большинство данных которых составляют как коммерческую, так и государственную тайну, которые в свою очередь требуют особого уровня и способа защиты со стороны государства. В рамках данной статьи рассматриваются основные элементы правового регулирования информационной безопасности государственных учреждений, проводится анализ законодательных актов в рассматриваемой области, а также особое внимание уделяется принципам и механизмам обеспечения информационной безопасности. Вопрос обеспечения условий для реализации системы информационной безопасности государственных организаций должен не просто иметь свое разрешение на законодательном уровне, но и находиться под контролем международных организаций, поскольку именно межгосударственное сотрудничество позволит сформировать эффективную политику охраны информации, носящей государственный характер.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 16.03.2020. — № 11. — Ст. 1416.

2. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3283.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 5.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. Ст.4196.

4. Демидов О.В. Обеспечение международной информационной безопасности и российские национальные интересы / О. В. Демидов // Индекс безопасности. — 2013. — Т. 19. — № 1(104). — С. 129–168.

5. Назиев М.И. Проблема утечки конфиденциальных данных и обеспечение информационной безопасности в государственном секторе / М. И. Назиев, Л. Р. Магомаева // Наука и творчество: вклад молодежи: Сборник материалов IV всероссийской молодежной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Махачкала, 08–09 ноября 2023 года. — Махачкала: Типография ФОРМАТ, 2023. — С. 36-40.

6. Павлов А.А. Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы / А. А. Павлов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2022. — № 2. — С. 60–65.

7. Серова А.Г. Новые задачи в системе управления информационной безопасностью в государственном учреждении / А. Г. Серова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. — 2015. — № 4(52). — С. 91–95.

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008, No. 7-FKZ, dated February 5, 2014, No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ, dated March 14, 2020 No. 1-FKZ) // Collection of legislation of the Russian Federation. — 03/16/2020. — No. 11. — Art. 1416.

2. Federal Law of July 29, 2004 N 98-FZ “On Trade Secrets” // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2004. — No. 32. Art. 3283.

3. Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ “On Information, Information Technologies and Information Protection” (as amended on December 5, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2006. — No. 31. — Art. 4196.

4. Demidov O.V. Ensuring international information security and Russian national interests / O.V. Demidov // Security Index. — 2013. — T. 19. — No. 1(104). — pp. 129–168.

5. Naziev M.I. The problem of leakage of confidential data and ensuring information security in the public sector / M. I. Naziev, L. R. Magomaeva // Science and creativity: the contribution of youth: Collection of materials of the IV All-Russian youth scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists, Makhachkala, November 08–09, 2023. — Makhachkala: FORMAT printing house, 2023. — pp. 36-40.

6. Pavlov A.A. Information security in the system of state and municipal services / A. A. Pavlov // Bulletin of the Voronezh Institute of Economics and Social Management. — 2022. — No. 2. — P. 60–65.

7. Serova A.G. New tasks in the information security management system in a government institution / A. G. Serova // Scientific notes of the St. Petersburg University of Management and Economics. — 2015. — No. 4(52). — pp. 91–95.

В современном мире информационная безопасность играет ключевую роль как для физических, так и для юридических лиц, поскольку со стремительным развитием новых технологий, в том числе и цифровых пространств, персональные данные человека так же, как и корпоративная информация организации постоянно находятся под угрозой. Информационная безопасность представляет собой совокупность мер, направленных на охрану информации от третьих лиц. Стоит отметить, что существуют определенные субъекты информационных правоотношений, сведения о которых требуют наибольшей защиты, поскольку именно на них осуществляется больше всего посягательств. Речь идет непосредственно о государственных учреждениях. Особый статус органов государственной власти свидетельствует о наличии у них конфиденциальной информации, которая должна находиться под строгой защитой не только в общественной жизни, но и в виртуальном пространстве. В связи с этим одной из главных задач государственной политики в данной области является обеспечение условий защиты данных, принадлежащих учреждениям государственного типа, поскольку надлежащее правовое регулирование в этой сфере способствует эффективной работе госучреждений, защите интересов граждан и обеспечению безопасности государства в целом.

Информационная безопасность, в том числе и безопасность государственных организаций находится под контролем общих положений Конституции Российской Федерации, которая гарантирует всем участникам информационных правоотношений права на свободный поиск, получение, передачу, произведение и распространение информации. [1] Однако, если говорить непосредственно об информационной базе государственных учреждений, то туда зачастую входит информация конфиденциального характера, перечень которой закреплен в статье 5 Федерального закона «О государственной тайне». [2] К таким сведениям относятся данные, имеющие прямое отношение к военной области, к сфере экономики, науки и техники, к области внешней политики и экономики, данные о разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Для Цитирования:
А.Р. Сейдвалиева, Правовое обеспечение информационной безопасности государственных учреждений. Управление качеством. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: