Цифровые технологии в здравоохранении стремительно развиваются, часто опережая те целевые параметры, которые были заложены указами Президента Российской Федерации: Указом «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»1 и Указом «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», утвердившим Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года2.
Радикальные цифровые преобразования сферы оказания медицинских услуг основаны на соответствующем техническом оснащении учреждений медицины высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением, позволяющим обрабатывать большие объемы данных в цифровом виде и использовать результаты анализа этих данных для принятия решений в профессиональной сфере деятельности.
Как показывает практика, цифровая трансформация в медицине, как правило, в режиме реального времени эффективно замещает стационары и «домашнюю» медицину. По сравнению с традиционными формами оказания медицинских услуг цифровизация существенно повышает их эффективность, сокращает врачебные ошибки, снижает затраты времени на диагностику и в конечном счете обеспечивает интересы не только пациентов, но и государства.
Вместе с тем с расширением цифровой трансформации возникает необходимость формирования соответствующего правового поля. Так, в качестве примера можно рассмотреть упомянутую выше Национальную стратегию развития искусственного интеллекта, которая призвана обеспечивать интересы государства и общества в области научно-технологического развития с применением искусственного интеллекта.
На наш взгляд, в связи с развитием и внедрением технологий искусственного интеллекта представляется целесообразным формирование на основе существующей нормативно-правовой базы адекватного правового инструментария, который должен включать, например, правовые средства обеспечения информационной безопасности.