Трудовое законодательство, формируя особенности регулирования труда отдельных категорий работников1, исходит из того, что соответствующие нормы могут не только частично ограничивать применение общих правил, но и устанавливать дополнительные правила, отражающие такие особенности. Действующее законодательство содержит целый ряд нормативных актов, прямо или опосредованно регламентирующих дистанционные способы и средства осуществления трудовой деятельности. Дистанционные формы трудовых отношений, существенно дополненные, уточненные, с 1 января 2021 года должны обеспечить современные требования к выполнению работы в дистанционном формате и создать нормативную базу регулирования таких отношений.
В целях реализации Указа Президента РФ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» Правительство Российской Федерации утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой было отмечено, что «современный рынок труда опирается на требования цифровой экономики». Кроме того, к 2020 году были запланированы «совершенствование регулирования трудовых и социальных отношений с гибкой и дистанционной занятостью, выявление и устранение барьеров, затрудняющих формирование гибких трудовых отношений, в том числе дистанционную занятость» (п. 2.9 дорожной карты программы). Пандемия не обрушила планы, напротив, она явилась тем объективным обстоятельством, которое привело к массовому использованию работодателями режима работы вне стационарных рабочих мест и развитию способов взаимодействия между сторонами трудовых отношений с использованием IТ-технологий.
Вместе с тем на практике возникла настоятельная необходимость доуточнения норм трудового законодательства, которые призваны повысить гибкость применения дистанционного режима работы; обеспечить возможность применения IТ-технологий в дистанционных трудовых отношениях; усилить гарантии трудовых прав дистанционных работников.