Статья поступила 23.05.2016 г.
Уважаемые организаторы, участники и гости Симпозиума!
Идея единения всегда была центральной для народов России — во всех смыслах: в религиозном, политическом или национальном. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», автор которого прямо призывает русичей объединиться, забыв все обиды и разногласия.
Только вместе мы можем быть сильным и великим народом — вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.
Ни для кого не секрет, что единство многообразия является важнейшим признаком, важнейшим условием функционирования любой сложной системы, в том числе и российской государственности. Вопрос состоит в том, каким образом обеспечить это единство. Обеспечение единства сложного образования возможно либо посредством принуждения к однообразию (ассимиляции), либо вследствие интеграции всего многообразия культур к единой совершенной культуре, которая примет собирательный характер, вобравшей в себя самые лучшие их качества.
Обе эти практики оказались неприменимы в российских исторических реалиях. И. А. Ильин в своем произведении «Что сулит миру расчленение России?» убедительно обосновал свой тезис: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько она и соблюла».
Известный русский философ Алексей Степанович Хомяков в произведении «Церковь одна» сумел выразить третий путь обеспечения единства множества, причем посредством свободного выбора субъектов его составляющих, которое обретает возможность только по Закону Любви — единство в свободе по Закону Любви.
Замечательная формула, объясняющая значение интегрирующей роли Православия, обеспечивающая «духовное взаимопитание» всего национального и религиозного многообразия российского единства. Вторая христианская заповедь о любви к ближнему своему как самому себе является свидетельством о любви к Богу — первой заповеди. Об этом пишет в первом соборном послании святой апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20–21).