Принятие в 2007 году закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ и создание одноименной государственной корпорации запустило процесс масштабной реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, что, в свою очередь, породило широкую практику применения правовых норм, регулирующих обеспечение прав граждан, собственников помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными. Данный федеральный закон изначально не являлся и, по крайней мере, не воспринимался в качестве акта жилищного законодательства, устанавливающего или изменяющего объем прав граждан.
Для такого вывода есть основания. Согласно ст. 1 закона о фонде ЖКХ, он устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулирует отношения между государственной корпорацией и органами публичной власти. Ни слова о правах граждан и возможности наделения данным законом граждан какими-либо правами нет. Финансовая поддержка представляется фондом на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, но что считается переселением? Это выполнение мероприятий, принятие решений, предусмотренных Жилищным кодексом.
Таким образом, изначально соотношение норм Жилищного кодекса и закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» выглядело следующим образом. Жилищный кодекс определяет права граждан — собственников помещений и полномочия органов публичной власти в случае признания многоквартирного дома аварийным, а закон о фонде устанавливает механизм предоставления федеральной финансовой поддержки на реализацию указанных публичных полномочий. Однако данное представление, казавшееся очевидным, было скорректировано Верховным судом Российской Федерации.
Начиная с обзора судебной практики за III квартал 2012 года, Верховный суд последовательно формулировал, уточнял и конкретизировал следующую правовую позицию. Объем прав собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в региональные адресные программы по переселению, принятые в соответствии с законом о Фонде ЖКХ, и собственников помещений, переселяемых вне этих программ, различен. Верховный суд сделал вывод, что первые граждане, которые переселяются в рамках программ фонда, имеют право по своему выбору требовать предоставления им в собственность другого равнозначного жилого помещения или выплаты возмещения в денежной форме.