Под реализацией права принято понимать процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, учреждений, должностных лиц и иных участников общественных отношений. Правовые нормы направлены на то, чтобы они достигали те цели, на которые рассчитывал законодатель. Встарь на Руси говорили: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Безусловно, бездействующий закон хуже отсутствующего. Еще в Древнем Риме был сформулирован юридический принцип Dura lex, sed lex («жесток закон, но это закон»), который подчеркивал обязательность «буквы» закона. Этот принцип лежит в основе и современного законодательства.
Реализация права работника на оплачиваемые отпуска осуществляется в рамках правовой системы Российской Федерации, составной частью которой являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации1 .
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) для отечественного трудового законодательства2 применяется принцип верховенства Трудового кодекса РФ, а именно: установлено, что в случае противоречий между нормами трудового права, содержащимися в федеральных законах, и Трудовым кодексом РФ подлежит применению Трудовой кодекс РФ.
Вместе с тем в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) установлено верховенство норм международного права (включающих общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации). Так, согласно ст. 10 ТК РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора».
Применительно к регулированию оплачиваемых отпусков можно сравнить соответствующие нормы Конвенции об оплачиваемых отпусках и статьи, регулирующие отпуска, Трудового кодекса РФ. Так, ст. 5 Конвенции № 132 «Об оплачиваемых отпусках» устанавливает, что «для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы», «продолжительность такого периода работы определяется компетентным органом власти… в каждой отдельно взятой стране, но не должна превышать шести месяцев».