По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Право органов местного самоуправления выступать в защиту потребителей

Компетенциям органов местного самоуправления посвящен федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ). Однако отдельные полномочия муниципалитетов закреплены и другими нормативными правовыми актами — в частности, законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300–1).

На основании ст. 44 Закона № 2300–1 в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Основным и наиболее эффективным механизмом защиты интересов потребителей является представительство их в судах. Органы местного самоуправления вправе обратиться в суд как в интересах неопределенного круга лиц, так и отдельных потребителей.

Статьей 46 Закона № 2300–1 предусмотрено право органов местного самоуправления предъявлять иски в суды о прекращении противоправ ных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Действующее законодательство не содержит понятия «неопределенный круг лиц». В порядке судебного толкования в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2004 года разъясняется, что «под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела».

В письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ / 4624 в ответ на обращение Федеральной налоговой службы по вопросу о понятии «неопределенный круг лиц», применяемом в законодательстве Российской Федерации о рекламе, сообщается, что в ст. 3 федерального закона от 13.03.2006 «О рекламе» под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкурентной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе выступать в интересах множественности потребителей, т. е. большого числа лиц, которых невозможно персонально установить в каждый конкретный момент времени.

Для Цитирования:
Право органов местного самоуправления выступать в защиту потребителей. Глава местной администрации. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: