Зампред Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева (основной автор и редактор документа) остановилась на вопросах необходимости решить при помощи госпрограммы главную задачу — обеспечить жильем граждан с низкими доходами, которые не могут позволить себе приобрести никакое жилье в собственность.
По ее словам, лишь 35 % российских семей сейчас доступна ипотека, а квартиру площадью 18 м2 на одного человека могут приобрести 30,2 % семей с одним ребенком и лишь 3,1 % с тремя детьми. При этом материнский капитал делает жилье доступнее далеко не во всех регионах, и уж тем более не в крупных городах.
Сейчас государство предлагает нуждающимся жилье в соцнаём. Делается это через органы местного самоуправления, но в муниципалитетах нет достаточного количества подходящего муниципального жилья на эти цели. По данным Росстата, доля семей, состоящих на учете более 10 лет, составляет 52 % (или 1,27 млн семей), а признанных нуждающимися у нас в стране аж 140 категорий. К примеру, только детей-сирот в 2018 году в очереди на получение жилья числилось более 250 тыс. человек, из них 65 % старше 18 лет…
Проблема еще и в том, что никто не знает точное количество очередников по всей стране.
Что предлагают авторы доклада?
Для начала посчитать нуждающихся путем введения централизованного персонифицированного учета граждан, признанных нуждающимися. Это позволит более точно оценить объем публичных обязательств и повысить эффективность использования публичных средств, а также повысить адресность и эффективность льгот, связанных с предоставлением гражданам жилищных участков для индивидуального жилищного строительства.
Следует унифицировать основания и механизмы жилищной поддержки. Федеральным нормативным актом определить единый стандарт для признания граждан нуждающимися в жилищной поддержке (ввести так называемый минимальный жилищный стандарт) и способы предоставления такой поддержки (стандарт жилищного обеспечения) на территории всей страны.