По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Право на образование в Конституции Тунисской Республики

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Тунисской Республике (Тунис). Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе. В условиях необходимости развития экономики в государственной образовательной политике делается упор на повышение роли человеческого капитала, различные формы и методы обучения в целях достижения технологической модернизации народного хозяйства Туниса.

Литература:

1. Grandguillaume, G. Langue arabe et Etat moderne au Maghreb // Nouveaux enjeux culturels au Maghreb. — P., 1986. Р. 87–89.

2. Raccagni M. Origins of feminism in Egypt and Tunisia. New York University, 1983. 317 p.

3. Долгов Б. Социально-политическое развитие Туниса и стратегия «Движение Нахда» // Россия и мусульманский мир. 2017. № 12 (306). С. 85–101.

4. Долгов Б.В. Генезис исламистского движения в общественно-исторической динамике Алжира, Туниса и арабско-мусульманской диаспоры Франции в 1970– 2015-е годы. Дисс. …докт. ист. наук. М., 2017. С. 57.

5. Жерлицына Н.А. Опыт взаимодействия государства и общества в Тунисе: проблемы религиозной политики в период модернизации в XIX веке // Проблемы Востоковедения. 2016. № 2 (72). С. 30.

6. Кашина А.А. «Революция свободы и достоинства» в Тунисе: большие надежды / А.А. Кашина. — М.: ИБВ, ДА МИД, 2018. С. 51.

7. Мягкова М.И. Эволюция женского движения в Республике Тунис (1956–2010 гг.). Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. М., 2012. С. 24.

8. Мягкова М.И. Эволюция женского движения в Республике Тунис (1956–2010 гг.). Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. М., 2012. С. 22.

9. Сапронова М.А. Особенности конституционного строительства в Тунисе и Египте после «Арабской весны» // Вестник РУДН, серия Международные отношения. 2014. № 3. С. 35.

10. Хвалина Е.А., Афиф Дриди Мохамед. Тенденции развития системы образования в Республике Тунис // Ветник ТулГУ: Совр. образов. технологии. 2019. Вып. 18. С. 23

11. Царегородцева И.А. Исламисты в политике Египта и Туниса после «Арабской весны» // ISLAMOLOGY. 2017. Том 7. № 1. С. 130.

Тунисская Республика (ةيرهمجلا ةيسنوتلا) (далее — Тунис) — преимущественно мусульманская арабская страна, географически расположена в Северной Африке на побережье Средиземного море, имеет общие границы с Алжиром и Ливией. Тунис, как и ряд других государств Северной Африки, на протяжении долгого времени считался Берберийскими штатами. Тунис номинально входил в состав Османской империи на правах провинции вплоть до 16 века. Оставаясь центром арабской культуры Тунис, впитавшей в себе синтез различных цивилизаций, под значительным влиянием Османов фактически был ассимилирован в Турецкую культуру. В 19-м столетии, оставаясь частью Османской Империи, Тунис получил определенную автономию, и признаки государственности. Последующие экономические проблемы Туниса определили протекторат над государством со стороны Европейских стран, прежде всего Франции.

Получив в 1956 г. независимость от Франции Тунис объявлен Конституционной Монархией, но требование демократизации государства определило создание модели фактической Президентской Республики. В такой форме правления Тунисское государство существовало до 2011 г. (события «арабской весны»). Во второй половине ХХ века в Тунисе была сформирована системы основных институтов публичной власти.

Отметим, что основной причиной революционных событий в арабских странах явилось требование демократизации и фактически сложившаяся ситуация ущемления, или недостаточного объема гражданских прав и свобод у отдельных категорий граждан, в частности национальных меньшинств и женщин. Статус женщин в Тунисе доколониального периода в профессиональной сфере не отличался от других государств Магриба1 . Значительное число женщин были не заняты в экономике и практически не принимали участия в общественной жизни2 . В дальнейшем влияние женщин в общественно-политической жизни государства постепенно возрастает. Эмансипация женщин в мусульманском обществе обеспечивает не только сглаживание гендерного диспаритета, но и экономическое равноправие. Сегодня отмечается постепенное сокращение разрыва между мужчинами и женщинами в области доступа к правам и свободам. Однако уровень такого сближения определяется внутриполитической и социально-экономической ситуацией в стране3 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в Конституции Тунисской Республики. Юрист ВУЗа. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: