По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Право на образование в Конституции Ливанской Республики

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Ливанской Республике (Ливане). Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе в условиях «политического конфессионализма» как государственно-политического принципа.

Литература:

1. Агавельян Ю.В. Этноконфессиональные и социальные аспекты ливанского кризиса (70–90-е годы): автореф. дис. канд. ист. наук / Ю.В. Агавельян; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. М., 2000.

2. Беренкова Н.А. Правительственный кризис в Ливанской республике как отражение противоречий конфессиональной политической системы // Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. Н. Новгород, 2007.

3. Беренкова Н.А. Исторические формы участия шиитской общины в политической жизни Ливана // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1).

4. Берлявский Л.Г. Конституционное развитие Ливанской Республики // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 7.

5. Ганем И.В. Влияние французского образования на формирование образовательной системы Сирии и Ливана // Наука и Школа. 2019. № 4.

6. Дубровская К.В. Факторы формирования политики Ливана: общее и различное со странами ближневосточного региона // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 6–2.

7. Зуректа Омайя Науаф. Конституционное развитие и государственные институты Ливана. Автореф. дисс … канд. юрид. наук, М., 2008.

8. Касаткин М.Н. Право на образование, его место и роль в общей системе прав человека // Вестник Московского университета МВД Росси. 2015. № 2.

9. Николаева М.В. Культурная парадигма современного Ливана: франкофонный аспект // Историческая психология и социология истории. 2018. № 1.

10. Николаева М.В. Современный Ливан // Этикет народов Востока: нормат. традиция, ритуал, обычаи: сб. ст. / РАН, Ин-т востоковедения; под ред. Л.С. Васильева; ред.-сост. Н.И. Фомина. — М., 2011.

11. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М.: РОССПЭН, 2001.

12. Сарабьев А.Б. Ливан: обыкновенная «консоциональная демократия» в региональном контексте // Вестник МГИМО-Университета. 2019. 12 (4).

Ливан — одно из древнейших государств мира, впитавшее в себя многообразие обычаев и традиций, культурных ценностей различных народов. Первые государственные образования на данной территории возникли в IV-II тыс. до н.э. Впоследствии (VII в. н.э.) Ливан оказался под влиянием арабов, а с 1517 по 1918 г. — входил в состав Османской империи. Эти факторы оказали существенное влияние на формирование не только на общих устоев жизни общества, но и политического строя, правовой культуры государства.

В последующем, в результате военной оккупации во время Первой Мировой войны вооруженными силами Англии и Франции, государство долгое время оставалось под французским мандатом. По сути, установленный иностранный протекторат, ограничивающий суверенитет Ливана позднее нашел отражение в Конституции от 23 мая 1926 г. Полную независимость Ливан как Республика, получил лишь в 1943 г. после отмены норм, ограничивающих суверенитет страны. В 1945 году Ливан стал членом Лиги арабских государств и Организации Объединенных Наций.

Стоит отметить, что Франция внесла свою лепту в независимость Ливанского государства. Между тем, формально считая Ливан суверенной страной, Французская Республика продолжала оказывать влияние на его развитие исходя из собственных политических интересов, прежде всего в региональном контексте1.

Современный Ливан — унитарное государство с фактической полупрезидентской республиканской формой правления (формально — Ливан парламентская республика). Правовая система Ливана носит смешанный характер, выраженный сочетанием мусульманских и европейских, прежде всего французских правовых устоев, определяющих юридические традиции востока и запада. При этом личный статус (например, брачно-семейные отношения, наследование) субъектов права регламентируется с учетом их конфессиональных особенностей, принадлежности к определенной религиозной группе.

Ливан построен на «конфессионализме», определяющем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины. Такой государственно-правовой принцип оценивается как негативный для политического развития страны2, с чем следует согласиться. На политику Ливана существенное влияние оказывают региональные факторы, присущие большинству государств Ближнего Востока. При этом, выстраивание как внутренней, так и внешней политики Ливана должно опираться на политический конфессионализм, достижение баланса интересов различных общественных и религиозных групп3.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в Конституции Ливанской Республики. Юрист ВУЗа. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: