По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Право на образование в Конституции Кувейта

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в эмирате Кувейт. Автор делает вывод о том, что с функциональной точки зрения реализация права на образование обеспечивает решение задачи повышения общего культурного и образовательного уровня граждан, сохранение социальной стабильности и солидарности в обществе. В условиях необходимости развития экономики в государственной образовательной политике делается упор на повышение роли человеческого капитала, различные формы и методы обучения в целях достижения технологической модернизации народного хозяйства Кувейта.

Литература:

1. Albaharma H.M. The Legal Status of the Arabian Gulf States: A Study of TheirTreaty Relations and Their International Problems. Manchester University Press, 1968. P. 3.

2. Alborzi M.R. Evaluating the Eff ectiveness of International Refugee Law: TheProtection of Iraqi Refugees. BRILL, 2008. P. 66.

3. Brown N.J. The Rule of the Law in Arab World: Courts in Egypt and the Gulf. P. 157.

4. Slot В. The Origins of Kuwait. BRILL, 1991. P. 10

5. The Diff usion of Law: The Movement of Laws and Norms Around the World / ed.by S. Farran, J. Gallen, J. Hendry, C. Rautenbah. Ashgate Publishing, Ltd, 2015. P. 33.

6. Братановский С.Н. Правовое положение личности в арабских государствах: монография. — Москва: Русайнс, 2017. 111 с.

7. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 165.

8. Кириченко В. Шиитская община в политической жизни Кувейта // Россия и мусульманский мир. 2017. № 1 (295). С. 90.

9. Мелкумян Е. Традиции и современность в Кувейте // Россия и мусульманский мир. 2011. № 5. С. 147.

10. Мелкумян Е.С. Кувейт: внутриполитическая ситуация после Арабской весны // Восток (Oriens). 2021. № 3. C. 73.

11. Мелкумян Е.С. Регион персидского залива в мировой политике: история и современность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, История. 2015. № 3. С. 84–85.

12. Мелкумян Е.С. Система власти в Кувейте: традиции и современность // Вестник РГГУ. Серия: Политология, История, Международные отношения, Зарубежное регионоведение, Востоковедение. 2010. № 1 (44). С. 100.

13. Национальный доклад, представляемый в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека ООН (Кувейт) (Совет по правам человека Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, Тридцать пятая сессия 20–31 января 2020 года // https://upr.info/sites/default/fi les/documents/201912/a_hrc_wg.6_35_kwt_1_r.pdf.

14. Рашед аль-Адвани. Кувейтско-российские отношения в общем контексте исторического процесса и международной политики. Автореф. …дисс. канд. ист. наук. М., 2005. С. 4.

15. Трухин А.С. Особенности политики Кувейта по правовому противодействию современным вызовам и угрозам // Право и современные государства. 2012. № 1. С. 37.

Государство Кувейт (ةلودتيوكلا) (эмират) — небольшая страна на северо-западе Персидского залива, расположенная между Ираком и Саудовской Аравией. Столица страны — г. Эль-Кувейт.

В начале XVI в. Кувейт становится частью Османской империи как провинция Месопотамия. Первичные элементы государственности Кувейта начинают складываться с XVIII в., территориально объединивших в результате миграции ряд племен в районе Персидского залива и ослабления влияния турков1 .В 1899 г. на основании соглашения Британии с правителем Кувейта шейхом Мубараком Аль-Сабахом над страной был установлен Британский протекторат. При этом до 1917 г. Кувейт продолжал оставаться под властью Османской империи2 . Полную независимость Кувейт обрел в 1961 г. в результате британской военной интервенции против Ирака, имевшего территориальные притязания. Статус Кувейта как суверенного, независимого государства был подтвержден соответствующим договором с Британией, открывшим перспективы для формирования государственных и политических институтов в стране.

Конституция Кувейта от 11 ноября 1962 г. (с изм. 1992 г.) стала юридической основой для фундаментальных преобразований Кувейта во всех сферах жизни общества. Кувейт как наследственный эмират является конституционной монархией, предполагающий переход власти эмира к его наследникам (ст. 4). При этом власть монарха Мубарака Аль-Сабаха является ограниченной формально закрепленным и реализуемым принципом разделения властей, опирающихся в своей деятельности на исламское право как главный регулятор общественных отношений и источник для законодательства. В целом, Конституция Кувейта закрепила демократические начала в системе правления. Источником власти в Кувейте провозглашен народ, которому принадлежит суверенитет (ст. 6).

Установленный в Конституции Кувейта принцип разделения властей предполагает известную степень сотрудничества между ветвями власти и эмиром. Причем последний, исходя из занимаемого им положения, представляет в известной степени и законодательную (Национальное собрание) и исполнительную (кабинет министров) власть3 .

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в Конституции Кувейта. Юрист ВУЗа. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: