По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014

Право на образование в конституции Королевства Таиланд

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования права на образование в Королевстве Таиланд. Автор делает вывод о том, что государство способствует гражданам в реализации права на образование с учетом складывающегося уровня социально-экономического развития. Несмотря на тесное переплетение религии и образования, в содержании образовательных программ обеспечивается баланс интернационализации, национальной культуры и традиций, являющихся неотъемлемым элементом жизни тайского общества, а также потребности технологического развития страны. Действующая политика участия общественности в решении государственных дел свидетельствует о том, что государство и общество разделяют ответственность за сферу образования.

Литература:

1. Bhumiratana S., Commins T. Cultural and Historical Factors and their Influence on the Development of Higher Education in Thailand // Asian Journal on Education and Learning. 2012. Vol. 3(1).

2. Fry G.W. The Evolution of Educational Reform in Thailand [Electronic resource] // Forum on Education Reform: Key Factors in Effective Implementation, 2002. September 2–5.

3. Higher Education in South-East Asia. Asia-Pacific Programme of Educational Innovation for Development, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Bangkok: UNESCO Bangkok, 2006.

4. OECD/UNESCO Education in Thailand: An OECD-UNESCO Perspective Reviews of National Policies for Education [Electronic resource]. Paris: OECD Publishing, 2016.

5. Wyatt D.K. Politics of Reform in Thailand: Education in the Reign of King Chulalongkorn. New Heaven: Yale University Press, 1970.

6. Балицкая И.В. Культурные и социальные традиции системы высшего образования Королевства Таиланд // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45).

7. Колдунова Е.В., С.И. Лунев С.И. Процессы трансформации системы образования и науки в странах Азии в оценках международных организаций и транснациональных рейтинговых структур // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 12.

8. Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.

9. Пряжникова О.Н. Тенденции развития высшего образования в странах Восточной и Юго-Восточной Азии // Экономические и социальные проблемы России. 2018. № 2.

Тайская государственность сложилась в XIII–XIV вв. и в отличие от большинства других азиатских государств Таиланду (тогда Сиаму) в период колонизаторских компаний удалось сохранить свою независимость, что обеспечило стране свой оригинальный путь развития, свободный от веяний западной идеологии.

Сегодня Таиланд — унитарное демократическое государство с монархической формой правления, ограниченной Конституцией от 24.08. 2007 г.1 Учитывая особенности развития тайского общества, в Таиланде демократия носит неустойчивый характер, обусловленный значительным влиянием авторитаризма на жизнь страны. В большей степени, правовая система Таиланда, имеющая смешанный характер, опирается на нормы публичного права. Правовой статус личности регулируется традиционными тайскими нормами, в основе которых индусское право.

Следует учесть, что важное значение в развитии тайской государственности имеет религиозный фактор. Подавляющее большинство населения страны буддисты (95 %), и лишь малая часть являются представителями ислама. Несомненно, данное обстоятельство оказывает сильное влияние и на систему образования Таиланда. Нравственные и духовные начала, являющиеся частью религиозного учения, составляют основу образовательного процесса, и прежде всего, в рамках взаимодействия преподавателей и обучающихся. В Таиланде традиционно воспитывается уважительное отношение к старшим, а также к учителям.

Национальные традиции и ценности тайской культуры проникают во сферы общественной жизни, и сфера образования не является исключением2. Тайская система образования зародилась в 15 столетии в буддийских монастырях, являвшимися на тот момент центрами культуры и просвещения. Первые школы также возникли при монастырях, и священным долгом любого монаха являлось овладение науками и передача полученных знаний всем, кто в этом нуждался, независимо от социального статуса3.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Право на образование в конституции Королевства Таиланд. Юрист ВУЗа. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: