Королевство Бахрейн — небольшая арабская страна, являющаяся примером взаимодействия современности и традиций. Государственность Бахрейна возникала в XIII в. В дальнейшем территория Бахрейна находилась под влиянием Португалии (XVI в.) и Ирана (XVII в.), а с 1871 г. над страной был установлен английский протекторат. В последующем в рамках союзного договора с Британской империей Бахрейну придан статус «особой территории» с установлением в 1971 г. полной независимости государства.
Бахрейн является наследственной конституционной монархией с передачей власти по праву первородства. Глава государства (Эмир) — верховный главнокомандующий и, опираясь на приближенную элиту, контролирует все сферы жизни общества и государства.
Тем не менее, Бахрейн имеет демократическую форму правления, что также определяет особую роль народа в реализации права на участие в политической жизни и обеспечение суверенитета государства (ч. 4 ст. 1 Конституции 14.02.2002 г.)1. Процесс демократизации общественной жизни Бахрейна определяет трансформацию политического режима страны, постепенного развития институтов влияния (например, политические партии) на власть.
Однако политическая система Бахрейна еще во многом зиждется на авторитарных началах монополизированной власти правящей элиты. При этом сама власть опирается на устойчивый традиционализм арабских обществ и сильную роль шиитского духовенства, определяющих векторы развития общественно-политической жизни. Данные факторы сдерживают демократическое развитие государства, построение эффективного механизма согласования общественных и политических интересов2.
Нахождение под британским протекторатом оказало значительное влияние на правовую систему Бахрейна, которая сегодня имеет смешанный характер. Несмотря на провозглашенный в Конституции 2002 г. шариат как фундаментальный, базовый регулятор общественных отношений (ст. 2), мусульманское право в основном затрагивает сферу личного статуса. Модернизация правовой системы связана с постепенным процессом становления законодательства, формирующегося по европейским образцам регулирования общественной жизни.