В Государственной Думе состоялся «правительственный час» с главой министерства науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым. Министр рассказал о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях.
— В этом году не только наши вузы, но и вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками. Еще несколько лет назад это означало бы только одно: полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И надо сказать, что в марте, когда принимались соответствующие решения, такие предложения звучали.
Однако всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, Министерство все же рекомендовало всем вузам перейти в дистанционный режим работы.
Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайно ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей.
Но благодаря оперативной организации, прежде всего, взаимодействия вузов между собой, а также с Министерством, мы собирались еженедельно, консультировались и смотрели на лучшие практики, был налажен поиск решений в новых условиях, регулярный обмен лучшими практиками и опытом адаптации к новым условиям.
Конечно, не все процессы в новых условиях функционировали с прежней эффективностью, и за это достаточно справедливо критиковали вузы, но надо признать, что система высшего образования в тот важный момент не вышла из равновесия. Характеризуя тот период, следует привести один простой пример: без предварительной подготовки в сжатые сроки в удаленный формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия. При этом абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Случаи полной остановки обучения были скорее исключением из общей практики.