По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Права и обязанности

Горемыкина Л. Н. заместитель начальника, Управление таможенных расследований и дознания, Федеральная таможенная служба
Волков С. А. начальник отдела методологии применения законодательства, Управление таможенных расследований и дознания, Федеральная таможенная служба

Представители ФТС России отвечают на вопросы участников ВЭД о привлечении к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Наступает ли для перевозчика ответственность по части 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если в стране отправления действуют противоэпидемиологические ограничения, при которых водителю запрещено покидать транспортное средство, так что проверить груз он не имеет возможности, а товаросопроводительные документы готовятся отправителем и крепятся в пакете на контейнер?

— Часть 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (действующая редакция) говорит о сообщении в таможенный орган на различных этапах — прибытия, убытия, помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, помещения товаров на временное хранение — недостоверных сведений о количестве товаров маркировке, о количестве грузовых мест, весе брутто и/или объеме товаров. Данная статья, как и все статьи главы 16 КоАП России, является бланкетной, нормы защищают таможенные правила, установленные правом Евразийского экономического союза, в том числе Таможенным кодексом ЕАЭС. Согласно статье 89 ТК ЕАЭС, перевозчик при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров должен представлять документы и сведения, перечень которых приведен в данной статье. Они зависят от вида международной перевозки. При перевозке автомобильным транспортом сообщаются сведения в том числе о количестве грузовых мест, их маркировке, о наименовании, весе брутто в килограммах либо объеме товаров в кубических метрах. Если эти сведения заявляются недостоверно, наступает событие административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП России. Исходя из вопроса, речь идет не о сомнении в ответственности, а о вине перевозчика. Таким образом, событие правонарушения при условиях, указанных в вопросе, имеет место, а степень вины необходимо исследовать при производстве по делу. Оценивая вину перевозчика при таких обстоятельствах, таможенные органы руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В пункте 29 постановления ВС говорится следующее: «Оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения». При оценке вины перевозчика таможенный орган выясняет, значительна ли разница между фактическими параметрами товаров и сведениями, заявленными в транспортных документах, и является ли это несоответствие очевидным для перевозчика исходя из осадки, технических возможностей транспортного средства и других подобных показателей. Значительность или незначительность несоответствий определяются в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств правонарушения. Решая вопрос о привлечении перевозчика к ответственности, таможенные органы применяют норму статьи 2.1 КоАП России, в которой говорится, что при установлении вины юридического лица необходимо исходить из наличия его возможности соблюсти те или иные обязанности. В частности, таможенные органы учитывают положения КДПГ, которой предусмотрена обязанность перевозчика проверить внешнее состояние груза, его упаковки, вес брутто с участием отправителя, который несет ответственность за любой ущерб перед перевозчиком. Неиспользование такой возможности свидетельствует, что упаковка груза находится в исправном состоянии, а груз под упаковкой имеет вес брутто, заявленный в накладной. Таким образом, данная конвенция позволяет перевозчику проверить вес брутто товаров и исполнить свою обязанность перед таможенными органами. Следует обратить внимание, что КПДГ регулирует гражданско-правовые отношения между перевозчиком и отправителем, таможенные же отношения отличаются по правовому характеру — они являются отношениями административновластного подчинения, то есть необходимо исполнять правила, установленные правом ЕАЭС. В вопросе названы условия, при которых перевозчик не имел возможности проверить состояние груза. Как можно поступить в такой ситуации и имеет ли перевозчик законные способы проверить товар? На наш взгляд, даже при такой ситуации у перевозчика имеются законные способы проверить товар. Добросовестный перевозчик, знающий, что ему предстоит выполнить таможенные формальности согласно своим обязанностям, которые возложены на него законом, который не имеет возможности визуально определить характеристики товара вправе, как ни жестко это звучит, отказаться от заключения договора перевозки. Вы выбираете: либо вы нарушаете таможенные правила, либо отказываетесь от заключения договора перевозки. Или можно внести оговорку об отсутствии возможности проверки сведений о товарах любым способом: не обязательно делать оговорку на транспортной накладной, можно сообщить об этом в электронном виде получателю. Перевозчик имеет обязанность сообщить в таможенный орган об обстоятельствах невозможности, по его мнению, проверить сведения о товаре путем подачи заявления в произвольной форме. Обратите внимание на пункт 3 статьи 89 Таможенного кодекса ЕАЭС: «В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не содержатся в представленных перевозчиком документах либо если документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего кодекса, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме». Таким образом, вы можете какие-то обстоятельства изложить таможенному органу дополнительно заявлением в произвольной форме. Также можно обратиться в таможенный орган с целью получения весового талона и уточнения характеристик перемещаемого товара, произвести взвешивание груза, которое происходит до подачи водителем документов в таможню. Приказом Минтранса России от 24.01.2014 № 23 (п. 7.3) предусмотрена «выдача водителю уведомления о выявленных несоответствиях весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства, об отсутствии или несоответствии документов, предусмотренных законодательством других государств — членов ЕАЭС, и (или) необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства — члена ЕАЭС». Таким образом, водитель может обратиться в таможню для осуществления транспортного контроля и получить уведомление о выявленных несоответствиях весовых или габаритных параметров транспортного средства. Знание этих норм поможет избежать ответственности, то есть событие правонарушения при условиях, указанных в вопросе, имеет место, а оценку вины необходимо исследовать, если дело возбуждено, при производстве по делу, и вы можете представить дополнительные объяснения.

Для Цитирования:
Горемыкина Л. Н., Волков С. А., Права и обязанности. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: