Тема моего выступления связана с изменениями, касающимися института таможенных представителей, в связи с вступлением в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического, а с 4 сентября 2018 г. — нового закона Российской Федерации о таможенном регулировании от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, которые пришли на смену действовавшему с середины 2010 г. Таможенному кодексу Таможенного союза и закону Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ о таможенном регулировании. По оценке разработчиков, данные нормативные правовые акты должны привести таможенное законодательство в соответствие с правоприменительной практикой и уровнем развития интеграции в Евразийском экономическом союзе, ориентировать целевую аудиторию на электронные технологии, избавить участников рынка от излишних таможенных формальностей и издержек на ведение внешнеэкономической деятельности.
В новом таможенном законодательстве определение таможенного представителя практически не изменилось: им, как и прежде, является юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей соответствующего государства — члена ЕАЭС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции. Основные условия включения в реестр таможенных представителей и исключения из него, как и ранее, предусмотрены в ТК ЕАЭС, а дополняют их нормы нового закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ. Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из него предусмотрен национальным законодательством, а вот возможность приостановления и возобновления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей новым законом о таможенном регулировании не предусмотрена.
В ТК ЕАЭС и законе о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусмотрен ряд новых требований для юридических лиц, претендующих на включение в реестр таможенных представителей, а также исключены некоторые условия, которые предусмотрены ТК ТС и законом о таможенном регулировании № 311-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 статьи 401, пунктом 2 статьи 402 ТК ЕАЭС законодательством государств — членов ЕАЭС может быть предусмотрено условие о наличии в штате таможенного представителя не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, однако в новом законе о таможенном регулировании № 289-ФЗ требование о наличии в штате таможенного представителя специалистов по таможенным операциям, имеющих квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям, не установлено. Это может быть расценено как упрощение в деятельности таможенных представителей, вместе с тем теперь оценка уровня профессиональных знаний работников ляжет всецело на руководителей таможенных представителей, что возлагает на них еще большую ответственность при решении кад ровых вопросов. Легче стало и с финансовой точки зрения, поскольку обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, уменьшилось в два раза — с 1 млн до 500 тыс. евро. При этом появился институт «экспортного» таможенного представителя, сфера деятельности которого ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, со сниженным размером реестрового обеспечения в 5 млн руб. Страховая сумма возмещения таможенным представителем причиненного им вреда осталась прежней и не может быть менее 20 млн руб.