Продолжающиеся уже второй год ограничения, вызванные пандемией COVID-19, значительно ускорили внедрение в образовательное пространство высшей школы разнообразных инструментов цифровой коммуникации. Системы дистанционного обучения вузов (Learning Management System, LMS), образовательные и профориентационные платформы, сервисы видеоконференций, электронный документооборот, маркетплейсы образовательных услуг, массовые открытые онлайн-курсы, интернет-каналы с образовательным контентом, учебные сообщества в социальных сетях и мессенджерах, виртуальные симуляторы — вот далеко не полный перечень цифровых инструментов, с той или иной степенью полноты и активности использующихся в высшей школе в настоящее время. Порождаемые указанными инструментами новые практики взаимодействия между участниками образовательного процесса требуют своего осмысления, поскольку затрагивают достаточно широкий круг проблем технического, социального и психолого-педагогического характера, начиная от слабой материально-технической базы некоторых участников образовательного процесса и заканчивая возможным нарушением их личных границ.
Цифровую коммуникацию можно определить как способ обмена информацией, данными и смыслами посредством использования электронных технологий и сервисов в процессе взаимодействия между партнерами. Цифровая коммуникация в образовательном процессе возникает и актуализируется в рамках дистанционного, гибридного и асинхронного обучения с использованием цифровых технологий и сервисов. В настоящее время в исследовательском сообществе не выработана единая терминологическая база в контексте использования цифровых технологий в образовательном процессе. Поэтому термины «дистанционное обучение», «удаленное обучение», «онлайн-обучение», «электронное обучение (e-learning)», «интернет-обучение» часто используются как синонимы. При этом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» используются понятия «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение».