По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2211-01

Практики цифровой коммуникации в образовательном пространстве высшей школы*

Горский Дмитрий Александрович доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета Российская Федерация, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: dgorskiy@mosgu.ru

В статье анализируются современные коммуникативные практики в образовательном пространстве высшей школы. Рассматриваются возможности и ограничения использования цифровой коммуникации при непосредственном, опосредованном и гибридном вариантах взаимодействия участников образовательного процесса. Выделяются специфические технические, социальные и психолого-педагогические проблемы применения практик цифровой коммуникации в учебном процессе.

Литература:

1. Анохова Е.В., Горский Д.А., Дивненко О.В. Цифровая трансформация экономики России: проблемы, перспективы, практики. — М.: МФТИ, 2020. — 150 с.

2. Навыки будущего для 2020-х. Новая надежда. Доклад GEF и WorldSkills Russia (2020) [Электронный ресурс]. — URL: https://futureskills2020s.com/ru (дата обращения: 01.12.2021).

3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.12.2021).

5. The Future of Jobs Report (2020) [Электронный ресурс]. — URL: https://www. weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020 (дата обращения: 10.12.2021).

1. Anokhova Ye.V., Gorskiy D.A., Divnenko O.V. Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki Rossii: problemy, perspektivy, praktiki. — M.: MFTI, 2020. — 150 s.

2. Navyki budushchego dlya 2020-kh. Novaya nadezhda. Doklad GEF i WorldSkills Russia (2020) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://futureskills2020s.com/ru (data obrashcheniya: 01.12.2021).

3. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / pod red. A.YU. Uvarova, I.D. Frumina. — M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. — 343 s.

4. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12. 2012 № 273FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 10.12.2021).

5. The Future of Jobs Report (2020) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www. weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020 (data obrashcheniya: 10.12.2021).

Продолжающиеся уже второй год ограничения, вызванные пандемией COVID-19, значительно ускорили внедрение в образовательное пространство высшей школы разнообразных инструментов цифровой коммуникации. Системы дистанционного обучения вузов (Learning Management System, LMS), образовательные и профориентационные платформы, сервисы видеоконференций, электронный документооборот, маркетплейсы образовательных услуг, массовые открытые онлайн-курсы, интернет-каналы с образовательным контентом, учебные сообщества в социальных сетях и мессенджерах, виртуальные симуляторы — вот далеко не полный перечень цифровых инструментов, с той или иной степенью полноты и активности использующихся в высшей школе в настоящее время. Порождаемые указанными инструментами новые практики взаимодействия между участниками образовательного процесса требуют своего осмысления, поскольку затрагивают достаточно широкий круг проблем технического, социального и психолого-педагогического характера, начиная от слабой материально-технической базы некоторых участников образовательного процесса и заканчивая возможным нарушением их личных границ.

Цифровую коммуникацию можно определить как способ обмена информацией, данными и смыслами посредством использования электронных технологий и сервисов в процессе взаимодействия между партнерами. Цифровая коммуникация в образовательном процессе возникает и актуализируется в рамках дистанционного, гибридного и асинхронного обучения с использованием цифровых технологий и сервисов. В настоящее время в исследовательском сообществе не выработана единая терминологическая база в контексте использования цифровых технологий в образовательном процессе. Поэтому термины «дистанционное обучение», «удаленное обучение», «онлайн-обучение», «электронное обучение (e-learning)», «интернет-обучение» часто используются как синонимы. При этом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» используются понятия «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение».

Для Цитирования:
Горский Дмитрий Александрович, Практики цифровой коммуникации в образовательном пространстве высшей школы*. Ученый совет. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: