Мировое сообщество признает общественную опасность риска вовлечения национальных финансовых рынков и банковских структур в процессы незаконной легализации преступных доходов, формирования теневой экономики и последствий их влияния как на национальные экономики, так и на мировую хозяйственную систему в целом. Согласно официальным данным, удельный вес неформальной экономики составляет 5–10% от внутреннего валового продукта. По оценкам Всемирного банка (Тhe World Bank), теневая экономика в Китае составляет 5% ВВП, в Швеции — 5% ВВП, в Израиле — 6,6% ВВП. В то же время в ряде развивающихся стран доля теневого бизнеса приближается к 40% ВВП, что, по мнению аналитиков, является критическим (пороговым) значением и настолько ощутимым, что ставит под угрозу национальную безопасность государства. Не является исключением в этом процессе и Российская Федерация, которая отличается значительным удельным весом теневой экономики, составляющей, по оценке экспертов, от 25 до 40% ВВП [4].
Современная теневая экономика имеет транснациональный характер, объединяя преступные организации и криминальные группировки неформального и нелегального бизнеса по всему миру. Неформальный сегмент является мощным фактором дестабилизации социальных и экономических отношений, влияя на вытеснение официальных механизмов налогообложения и снижения объемов собираемых налогов, снижения управляемости производственных процессов, освоения инноваций, порождая многочисленные социальные конфликты и разрушая общепринятые нормы деловой и социальной этики, чем вызывает социальную поляризацию в обществе.
Кризис 2008 года дополнительно подтолкнул страны к решению вопроса перевода теневой экономики в реальную, нетеневую. В первую очередь это коснулось вопросов налогообложения, регулирования офшоров, отмены банковской тайны. Однако опасность теневой экономики не только в утаивании доходов, неуплате налогов, оттоке капитала, но и в том (и это самое главное), что деньги теневого сектора уходят на поддержку терроризма. Все это еще в большей степени потребовало урегулировать данный сектор и постараться вывести его из тени. Однако все данные мероприятия не могут проводиться в рамках пожеланий и усилий одной страны. Это должно стать мировой проблемой и решаться совместными усилиями.