По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Практика управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем: международный и российский опыт

Е.Б. Стародубцева доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Финансового университета при Правительстве РФ
О.М. Маркова кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ

Угроза терроризма в последние годы становится все более серьезной. Поддержка режимов осуществляется благодаря перетоку денежных средств из реальной экономики, развитию теневого сектора. В этих условиях возникает серьезная необходимость регулирования денежных потоков, осуществления контроля и надзора за отмыванием денежных средств, полученных преступным путем. Это может быть осуществлено только в тесной взаимосвязи всех государств и международных организаций, в частности ФАТФ. В статье рассмотрены основные положения, касающиеся внедрения рекомендаций ФАТФ, проведен анализ основных положений данных рекомендаций, выявлены особенности их применения в Российской Федерации.

Литература:

1. Журбин Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов. Теоретические и практические аспекты: Монография/Р. В. Журбин. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 488 с.

2. Зимин О. В. Зарубежный опыт формирования системы противодействия легализации преступных доходов: Монография/О. В. Зимин. — М.: ВНИИ МВД России, 2008. — 190 с.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». 1988 г. — ppt.ru/newstext. phtml?id=9983.

4. Корчагин Ю. Теневая экономика в России. — viperson.ru.

5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (принят Госдумой Федерального Собрания РФ 13 июля 2001 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 20 июля 2001 г. (в ред. от 31.12.2014 № 505-ФЗ)//СЗ РФ. — 2015. — № 1 (ч. I). — Ст. 58.

6. Официальный сайт ФАТФ. — http://www.fatf-gafi .org.

7. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения/Пер. с англ., корр. С. В. Цыганова. — М.: Вече, 2012. — 176 с.

8. http://eurasiangroup.org/files/FATF_ docs/9_special_recomendations_rus.pdf.

Мировое сообщество признает общественную опасность риска вовлечения национальных финансовых рынков и банковских структур в процессы незаконной легализации преступных доходов, формирования теневой экономики и последствий их влияния как на национальные экономики, так и на мировую хозяйственную систему в целом. Согласно официальным данным, удельный вес неформальной экономики составляет 5–10% от внутреннего валового продукта. По оценкам Всемирного банка (Тhe World Bank), теневая экономика в Китае составляет 5% ВВП, в Швеции — 5% ВВП, в Израиле — 6,6% ВВП. В то же время в ряде развивающихся стран доля теневого бизнеса приближается к 40% ВВП, что, по мнению аналитиков, является критическим (пороговым) значением и настолько ощутимым, что ставит под угрозу национальную безопасность государства. Не является исключением в этом процессе и Российская Федерация, которая отличается значительным удельным весом теневой экономики, составляющей, по оценке экспертов, от 25 до 40% ВВП [4].

Современная теневая экономика имеет транснациональный характер, объединяя преступные организации и криминальные группировки неформального и нелегального бизнеса по всему миру. Неформальный сегмент является мощным фактором дестабилизации социальных и экономических отношений, влияя на вытеснение официальных механизмов налогообложения и снижения объемов собираемых налогов, снижения управляемости производственных процессов, освоения инноваций, порождая многочисленные социальные конфликты и разрушая общепринятые нормы деловой и социальной этики, чем вызывает социальную поляризацию в обществе.

Кризис 2008 года дополнительно подтолкнул страны к решению вопроса перевода теневой экономики в реальную, нетеневую. В первую очередь это коснулось вопросов налогообложения, регулирования офшоров, отмены банковской тайны. Однако опасность теневой экономики не только в утаивании доходов, неуплате налогов, оттоке капитала, но и в том (и это самое главное), что деньги теневого сектора уходят на поддержку терроризма. Все это еще в большей степени потребовало урегулировать данный сектор и постараться вывести его из тени. Однако все данные мероприятия не могут проводиться в рамках пожеланий и усилий одной страны. Это должно стать мировой проблемой и решаться совместными усилиями.

Для Цитирования:
Е.Б. Стародубцева, О.М. Маркова, Практика управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем: международный и российский опыт. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: