По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.232

Практика применения законодательства о минимальном размере оплаты труда

М. С. Сагандыков канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового, социального права и правоведения, Южно-Уральский государственный университет

Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ с 1 января 2021 г. установил увеличение МРОТ и изменил порядок его расчета, а также прожиточного минимума. Так, с 1 января 2021 г. МРОТ равен 12 792 рублям. По сравнению с 2020 г. он вырос на 5,5 %. Теперь МРОТ зависит от медианной зарплаты за предыдущий год, методику расчета которой определит Росстат. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты власти установили на уровне 42 %. Пересматривать этот показатель будут не реже одного раза в пять лет. По новым правилам, МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за год, размера МРОТ прошлого года. В последующие годы проект величины МРОТ на очередной год нужно будет обсуждать с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Теперь прожиточный минимум на очередной год должны устанавливать до 1 июля текущего года. Он должен зависеть от медианного среднедушевого дохода в целом по России за предыдущий год (методику расчета тоже определит Росстат), а не исходя из потребительской корзины, как до 2021 г. В статье рассмотрен вопрос о возможности включения в состав минимального размера оплаты труда выплат компенсационного и стимулирующего характера в свете последних решений Конституционного суда РФ. На основе анализа этих решений, а также практики судов общей юрисдикции различного уровня, научной литературы сделан ряд выводов, суть которых сводится к необходимости изменения природы минимального размера оплаты труда, выведения за его пределы всех компенсационных и стимулирующих выплат.

Литература:

1. Головина С. Ю., Саликова Н. М. О правовом содержании категории «минимальный размер оплаты труда» // Российский юридический журнал. — 2018. — № 5 (122). — С. 105–114.

2. Калинин И. Б. «Северные» надбавки и МРОТ: история и современность // Кадровик. — 2018. — № 1–2. — С. 159–162.

3. Бережнов А. А., Корсаненкова Ю. Б., Костян И. А., Куренной А. М., Хныкин Г. В. Проблемы применения МРОТ в районах Крайнего Севера // Трудовое право в России и за рубежом. — 2017. — № 2. — С. 39–43.

4. Куренной А. М. Социальное государство и социальное партнерство: как соединить усилия? // Трудовое право в России и за рубежом. — 2015. — № 4. — С. 3–7.

5. Абалдуев В. А. Концепция правового регулирования минимальной заработной платы в России // Российский юридический журнал. — 2019. — № 6 (129). — С. 105–114.

6. Ракоти В. Д. Оклады, ставки, грейды и бонусы, или Как оплачивать труд в условиях цифровой экономики // Социально-трудовые исследования. — 2019. — Т. 37. — № 4.

Вопрос о структуре минимального размера оплаты труда (МРОТ) не раз поднимался в научной литературе после внесения изменений в ст. 133 Трудового кодекса РФ в 2007 г. Суть проблемы известна. Действующая редакция указанной статьи позволяет включать в МРОТ все виды выплат, предусмотренных трудовым законодательством, т. е. не только«вознаграждение за тру», которое, как правило, выражено в окладе (тарифной ставке) работника, но также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Н. М. Саликова и С. Ю. Головина удачно подметили парадоксальность содержания и смысла рассматриваемой нормы, ведь заработная плата квалифицированного работника может не превышать МРОТ. Единственное требование, которое должен соблюдать работодатель, — соблюдение принципа запрета дискриминации при установлении заработной платы работникам с различной квалификацией [1, c. 108].

Одной из наиболее острых проблем уже на протяжении почти 15 лет признается соотношение МРОТ и выплат, связанных с местом осуществления трудовой деятельности. Другими словами, допустимо ли включать в МРОТ районный коэффициент и надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях? Таким вопросом задаются многие авторы [2, c. 159–160].

Вместе с тем проблема соотношения «северных» выплат и МРОТ более или менее решена в судебной практике. Но включение в МРОТ других компенсационных, а также стимулирующих доплат и надбавок, премий все еще вызывает многочисленные споры.

Верховный Суд РФ после внесения в 2007 г. изменений в ст. 133 ТК РФ и Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» фактически признал, что в структуру минимальной заработной платы, по существу, включены компенсационные и стимулирующие выплаты. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 02.10.2012 по делу № 33-2171/2012).

Вместе с тем многие решения Верховного суда указали на необходимость учета обоснованной дифференциации оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Для Цитирования:
М. С. Сагандыков, Практика применения законодательства о минимальном размере оплаты труда. Сметно-договорная работа в строительстве. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: