По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Практика применения принципов мерчандайзинга на розничном предприятии

Николаева М.А. д. т. н., профессор кафедры международной торговли, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа корпоративного управления
Стецюк Е.Н. студентка 4‑го курса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа корпоративного управления

В статье рассмотрены основные элементы маркетинга: его цель, задачи, общие и специфичные принципы и правила, а также уровни. Дано авторское определение термина «мерчандайзинг». Установлено, что использование мерчандайзинга в розничной торговле имеет экономический и социальный эффект, так как позволяет не только повысить эффективность их финансово-хозяйственной деятельности, но и приносит значительную выгоду потребителям, что позволяет относить мерчандайзинг к инновационным маркетинговым коммуникациям. Рассмотрена практика применения принципов и правил мерчандайзинга в одном из сетевых магазинов г. Москвы.

Литература:

1. Рамазанов, И. А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе/ Рамазанов ИА. — Текст: электронный// Деловая литература. 2021. URL: http://geum.ru/next/ art-16134.php (дата обращения: 25.11.2022).

2. Основные принципы мерчандайзинга. Типы популярных рекламных материалов/ Текст электронный. 2021. /https://www.advesti.ru/publish/merch/280405_merchpr/

3. Давыдкина, И. Б. Мерчандайзинг: учебно-практическое пособие/ Давыдкина И. Б. — Текст: электронный// ИНФРА-М. 2017. URL: https://znanium.com/ read?id=222141 (дата обращения: 25.11.2022).

4. Загребельная, Н. С. Мерчандайзинг: учебное пособие/Н. С. Загребельная. — Москва: МГИМО-Университет. 2019. — 188 c.

5. Зарецкая Е. Н. Основные инструменты мерчандайзинга/ Зарецкая Е. Н. — Текст: электронный// Psyfactor.org. 2021. URL: https://psyfactor.org/lib/merchandaising4.htm (дата обращения: 25.11.2022).

6. Парамонова Т. Н., Рамазанов И. А. Мерчандайзинг/ Парамонова Т. Н., Рамазанов И. А. — Текст: электронный// КноРус. 2022. URL: (дата обращения: 25.11.2022).

7. Шимко, О. В. Мерчандайзинг в системе управления торговым предприятием/ Шимко О. В. — Текст: электронный. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ merchandayzing-v-sisteme-upravleniya-torgovym-predpriyatiem/viewer (дата обращения: 27.11.2022).

1. Ramazanov, I. A. Merchandaizing v roznichnom torgovom biznese [Merchandising in the retail business] / Ramazanov I. A. — Text: electronic// Delovaia literatura [Business Literature]. 2021. Available at: http://geum.ru/next/art-16134.php (accessed: 25.11.2022). (In Russ.)

2. Osnovnye printsipy merchandaizinga. Tipy populiarnykh reklamnykh materialov [Basic principles of merchandising. Types of popular promotional materials] / Electronic text. 2021. Available at: /https://www.advesti.ru/publish/merch/280405_merchpr/ (In Russ.)

3. Davydkina, I. B. Merchandaizing: uchebno-prakticheskoe posobie [Merchandising: educational and practical guide] / Davydkina I. B. — Text: electronic// INFRA-M. 2017. Available at: https://znanium.com/read?id=222141 (accessed: 25.11.2022). (In Russ.)

4. Zagrebelnaia, N. S. Merchandaizing [Merchandising]: textbook / N. S. Zagrebelnaia. — Moscow: MGIMO-University. 2019. — 188 p. (In Russ.)

5. Zaretskaia E. N. Osnovnye instrumenty merchandaizinga [The main tools of merchandising] / Zaretskaia E. N. — Text: electronic// Psyfactor.org. 2021. Available at: https:// psyfactor.org/lib/merchandaising4.htm (accessed: 25.11.2022). (In Russ.)

6. Paramonova T. N., Ramazanov I. A. Merchandaizing [Merchandising]/ Paramonova T. N., Ramazanov I. A. — Text: electronic// KnoRus. 2022. Available at: (accessed: 25.11.2022). (In Russ.)

7. Shimko, O.V. Merchandaizing v sisteme upravleniia torgovym predpriiatiem [Merchandising in the management system of a trading enterprise] / Shimko O.V. — Text: electronic. 2020. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/merchandayzing-v-sisteme-upravleniya-torgovym-predpriyatiem/viewer (accessed: 27.11.2022). (In Russ.)

Для современного состояния продовольственного рынка России характерна высокая насыщенность товарами, поэтому при их реализации в предприятиях розничной торговли чрезвычайно важно применять комплекс маркетинговых коммуникаций, обеспечивающих формирование спроса и стимулирование сбыта. К числу таких маркетинговых коммуникаций относится мерчандайзинг. В маркетинговой литературе приведено значительной количество определений этого термина, который не стандартизирован в нормативных документах.

Так, И. А. Рамазанов дает следующее определение этого термина: «Мерчандайзинг — это область маркетинга, стимулирующая розничные продажи посредством привлечения внимания покупателей к определенным товарам без участия продавцов-консультантов» [1].

По нашему мнению, мерчандайзинг — это вид интегрированных маркетинговых коммуникаций, предназначенных для формирования спроса и стимулирования сбыта путем обеспечения максимальной физической доступности товаров, а также создания и поддержания потребительских предпочтений при непосредственном контакте потребителей с товарами.

Цель мерчандайзинга — формирование спроса, стимулирование сбыта и создание определенной культуры потребительского поведения, облегчающего совершение покупок товаров.

Задачи мерчандайзинга состоят в том, чтобы применяемые принципы, правила, средства, методы и технологии, например выкладка товара или рекламные мероприятия, максимально облегчали покупателю доступ к товару и позволяли быстро получить информацию о нем.

Кроме того, необходимо фокусирование внимания покупателя на товаре, что позволяет увеличивать его продажи. Результатом таких действий должно быть желание потребителя выбрать и купить товары, которые реализует магазин или другое торговое предприятие.

Мерчандайзинг базируется на определенных принципах, использует общие и специфичные средства, приемы, методы и технологии, позволяющие реализовать его основную цель — увеличение объема продаж без продавца.

Общие принципы мерчандайзинга:

Для Цитирования:
Николаева М.А., Стецюк Е.Н., Практика применения принципов мерчандайзинга на розничном предприятии. Лизинг. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: