По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Практика правового регулирования пособий, связанных с рождением и воспитанием детей

Истомина Елена Александровна кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург
Федорова Марина Юрьевна доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного суда РФ, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена развитию законодательства о пособиях на детей, назначаемых лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Рассмотрены изменения в определении размеров пособий, прямые выплаты из Фонда социального страхования РФ, а также такая «обратная сторона» всеобщей цифровизации, как счетные ошибки при установлении пособий.

Литература:

1. ILO Monitor: COVID-19 and the world of work. Seventh edition. Updated estimates and analysis. — URL: https://www.ilo.org/global/ topics/coronavirus/impacts-and-responses/ WCMS_767028/lang — en/index.htm (дата обращения: 03.04.2021).

2. Гусева Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. 347 с.

3. Конвенция МОТ от 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—-ed_norm/—-normes/ documents/normativeinstrument/wcms_c102_ ru.pdf (дата обращения: 03.04.2021).

4. Рекомендация МОТ от 2012 г. № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты». — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—-ed_norm/—-normes/ documents/normativeinstrument/wcms_r202_ ru.pdf (дата обращения: 03.04.2021).

5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» //Официальный интернетпортал правовой информации. — URL: http:// www.pravo.gov.ru.

6. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О минимальном размере оплаты труда»//Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: (ред. от 08.06.2020)»// Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.

8. Письмо Фонда социального страхования РФ от 19.01.2018 № 02–08–01/17–04– 13832 л «О праве на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, когда лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает ухаживать за ребенком»//СПС Гарант.

9. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.06.2020 № Ф01– 11297/2020 по делу № А43–34396/2019//СПС КонсультантПлюс.

10. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.06.2019 № Ф07–6336/2019 по делу № А52–2929/2018// СПС КонсультантПлюс.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 17.

12. Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» (вместе с «Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году…»)://Собрание законодательства РФ. 2021. № 2 (ч. I). Ст. 425.

13. Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе»»//СПС КонсультантПлюс.

14. Решение от 17.02.2020 № 2–3610/ 2019 2–400/2020 2–400/2020 (2–3610/2019;)~ М-3469/2019 М-3469/2019 по делу № 2–3610/2019. — URL: https://sudact.ru/(дата обращения: 05.04.2021).

15. Решение от 20.09.2019 № 2–3237/2019 2–3237/2019~М-2491/2019 М-2491/2019 по д елу № 2–3237/2019. — URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 05.04.2021).

В 2020 г. рынок труда испытал серьезнейшее потрясение, обусловленное в первую очередь распространением новой коронавирусной инфекции. Текущий год с этой точки зрения тоже пока дает поводы лишь для осторожных прогнозов. Как отметили эксперты Международной организации труда (далее — МОТ) в докладе «Мониторинг МОТ: COVID-19 и мир труда. Седьмое издание. Обновленная оценка и анализ», благодаря вакцинации населения можно ожидать устойчивого восстановления во второй половине 2021 г. Однако сохраняются и риски, которые могут ослабить либо даже сорвать этот процесс. Фактическая скорость и качество восстановления будут зависеть от широкого спектра политических, экономических и медицинских факторов, включая охват граждан вакцинацией, контроль за распространением инфекции, государственной поддержки рынка труда [1].

В подобных обстоятельствах, которые можно охарактеризовать с помощью категорий «неопределенность», «тревожное ожидание», особое внимание должно уделяться защите граждан, в отношении которых могут развиться различные социальные риски — риски незанятости, бедности, нездоровья.

Социальный риск, обусловленный наличием семейных обязанностей (в первую очередь рождением и уходом за маленькими детьми) в этом смысле весьма своеобразен. С одной стороны, появление в семье ребенка — событие радостное, в подавляющем большинстве — ожидаемое. Рождение детей всячески поддерживается государством, стремящимся решить проблему депопуляции населения России. С другой стороны, это социальный риск в классическом его понимании, когда событие (оно может быть как отрицательным, так и нейтральным либо положительным с точки зрения его смыслового наполнения) порождает неблагоприятные последствия — снижение уровня дохода семьи вследствие необходимости оставления работы и ухода за ребенком, а также повышенные расходы. Такую категорию, как лица с семейными обязанностями, в праве социального обеспечения определяют как социально уязвимые лица, нуждающиеся в различных мерах социальной защиты. Эти меры устанавливаются как трудовым законодательством (что выражается в предоставлении работникам с детьми дополнительных гарантий), так и законодательством о социальном обеспечении (в виде пособий, компенсационных выплат, др.).

Для Цитирования:
Истомина Елена Александровна, Федорова Марина Юрьевна, Практика правового регулирования пособий, связанных с рождением и воспитанием детей. Глава местной администрации. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: