Казалось бы, понятно, что забота о сохранении здоровья населения требует межведомственного подхода и участия различных организаций и структур, но, к сожалению, в нашей стране преобладает так называемый медицинский подход к здоровью, когда и население, и государственные органы считают проблемы здоровья людей функцией медицинских служб.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.
В докладе Всемирной организации здравоохранения 2005 г. «Предотвращение хронических болезней — жизненно важное вложение средств» указано, что ответственность за нездоровый образ жизни лежит на личности. В действительности, о последствиях безответственного отношения к своему здоровью в полной мере можно утверждать лишь тогда, когда граждане располагают справедливым доступом к здоровому образу жизни и имеют поддержку государства для соблюдения такого образа жизни.
Целью настоящей работы стал анализ практики применения нормативно-правовых актов в части организации профилактики инфекционных заболеваний.
Для достижения поставленной цели, проанализировано применение на практике положений двадцати нормативно-правовых актов в части организации профилактики инфекционных заболеваний.
Территорией для проведения анализа послужил город Зеленоград — Зеленоградский административный округ города Москвы.
В 1991 г. в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» впервые возникло понятие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, под которым понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Закон предусматривал обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством реализации государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения.