По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Практика нормоприменения субъектами профилактики неинфекционных заболеваний на примере г. Зеленограда

Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, г. Москва, e-mail: leoden51@mail.ru

Представлены результаты анализа практики применения нормативно-правовых актов в части организации профилактики инфекционных заболеваний на территории Зеленоградского административного округа города Москвы. Показано, что профилактические мероприятия преимущественно проводятся медицинскими организациями на индивидуальном уровне, практически не осуществляется профилактика на групповом и популяционном уровнях, отсутствует координация профилактических мероприятий между ведомствами. По выявленным проблемам предложен комплекс мер по повышению качества мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний.

Литература:

1. Закон г. Москвы «Об организации местного самоуправления в г. Москве» от 06.11.2002 № 56 (в ред. законов г. Москвы от 12.03.2003 № 16, от 14.05.2003 № 25, от 31.05.2006 № 22, от 26.12.2007 № 51).

2. Закон РСФСР от 19.04.1991 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Концепция сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания. Принята на Коллегии МЗ РФ 30 июля 1997 г. Протокол № 11.

4. Особенности муниципального управления в городах федерального значенияhttp://studbooks. net/991466/pravo/osobennosti_munitsipalnogo_upravleniya_v_gorodah_federalnogo_znacheniya

5. Погосова Н. В. Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний в городе Москве. Презентация. 11.11.2013.

6. Положение о префектуре административного округа города Москвы. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП.

7. Положение об управе района города Москвы. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП.

8. Постановление Правительства г. Москвы от 30.05.2017 № 300-ПП «О предоставлении медицинским организациям государственной системы здравоохранения города Москвы грантов в целях улучшения качества профилактической работы».

9. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы».

10. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»» на 2012– 2018 годы.

11. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 31.01.2018 № 58 «Реализация постановления Правительства Москвы от 30 мая 2017 г. № 300-ПП «О предоставлении медицинским организациям государственной системы здравоохранения города Москвы грантов в целях улучшения качества профилактической работы»».

12. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н (ред. от 30.09.2015) «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.1995 № 364 «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации».

14. Приказ Роспотребнадзора от 03.10.2008 № 355 «Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации. 5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы. Методические рекомендации. Система оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

15. Федеральный закон от 03.07.2016 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»».

16. Федеральный закон от 12.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

17. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

18. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

20. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Казалось бы, понятно, что забота о сохранении здоровья населения требует межведомственного подхода и участия различных организаций и структур, но, к сожалению, в нашей стране преобладает так называемый медицинский подход к здоровью, когда и население, и государственные органы считают проблемы здоровья людей функцией медицинских служб.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил основные принципы охраны здоровья, в том числе приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

В докладе Всемирной организации здравоохранения 2005 г. «Предотвращение хронических болезней — жизненно важное вложение средств» указано, что ответственность за нездоровый образ жизни лежит на личности. В действительности, о последствиях безответственного отношения к своему здоровью в полной мере можно утверждать лишь тогда, когда граждане располагают справедливым доступом к здоровому образу жизни и имеют поддержку государства для соблюдения такого образа жизни.

Целью настоящей работы стал анализ практики применения нормативно-правовых актов в части организации профилактики инфекционных заболеваний.

Для достижения поставленной цели, проанализировано применение на практике положений двадцати нормативно-правовых актов в части организации профилактики инфекционных заболеваний.

Территорией для проведения анализа послужил город Зеленоград — Зеленоградский административный округ города Москвы.

В 1991 г. в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» впервые возникло понятие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, под которым понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Закон предусматривал обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством реализации государственных, региональных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения.

Для Цитирования:
Денисов Леонид Анатольевич, Практика нормоприменения субъектами профилактики неинфекционных заболеваний на примере г. Зеленограда. Санитарный врач. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: