Поведенческие подходы широко используются в современной психотерапевтической практике. В данном терапевтическом направлении разработано большое количество разнообразных техник и методик. Они имеют различный теоретический базис, технический инструментарий, сроки освоения и длительность проведения.
В настоящем сообщении рассматривается собственный практический опыт использования в клинической работе двух направлений поведенческой терапии: систематической десенсибилизации Дж. Вольпе [1, 4, 5] и парадоксальной интенции В. Франкла [2, 3].
Больной П., 39 лет, инженер, однажды после крупной семейной ссоры, выйдя на улицу и направляясь к метро, почувствовал «непонятное волнение в груди», появилось беспокойство, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца, головокружение, холодный пот, озноб, дрожь в руках, слабость в ногах. Испугался, что «потеряет сознание, упадет, а прохожие решат, что на дороге лежит пьяный человек, и не помогут ему». Кое-как добрался до ближайшей скамейки, смочил голову и умылся холодной водой, купленной в киоске. Несколько успокоился, прошли неприятные ощущения. Приступ повторился через 5 дней и был спровоцирован приемом спиртных напитков. С тех пор подобные приступы повторились еще несколько раз. В результате больной перестал выходить из дома. Мог покинуть квартиру лишь в сопровождении жены. Встал вопрос об увольнении с работы, и больной был вынужден обратиться за помощью к психотерапевту.
После подробной беседы с пациентом и проведения психологического обследования было принято решение использовать методику систематической десенсибилизации Дж. Вольпе.
На первом этапе больной освоил навыки прогрессирующей мышечной релаксации по Джекобсону. Во время занятий пациент был сфокусирован на «прочувствовании» контраста между напряжением и расслаблением мышц в следующей последовательности: кисти – руки – предплечья – грудь / спина – стопы – голени – бедра – лицо («маски релаксации»). Основным звеном упражнений являлась трехэтапная система: «напрячь мышцы – прочувствовать напряжение – расслабить мышцы», каждый шаг был продолжительностью 10–20 секунд. Обучение прогрессирующей релаксации проводилось в течение нескольких занятий. Дома пациент прослушивал аудиозапись релаксирующих инструкций психотерапевта.