Введение риск-ориентированного подхода в сфере охраны труда представляет собой попытку законодателя обеспечить баланс интересов государства в части защиты конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ) [1], а также работодателей, для которых в соответствии со спецификой деятельности многие требования охраны труда являются избыточными или неприменимыми к их сфере деятельности. Изначально реализация требований охраны труда и контроль за их исполнением осуществлялись разными ведомствами и требования нередко противоречили друг другу, а также в связи с тем, что не было единых требований ни к специалистам по охране труда, ни к самой организации охраны труда, многие работодатели предпочитали возлагать на специалиста по охране труда обязанности из смежных сфер деятельности — промышленной, пожарной, экологической безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС. В совокупности это приводило к резкому снижению качества выполняемых работ по каждой из сфер деятельности. Работодатели продолжали экономить на специалистах по охране труда, воспринимая данную отрасль как неизбежные непроизводительные расходы, которые стремились максимально минимизировать.
Первая попытка наведения порядка в системе управления охраной труда началась в 2014 г. в связи с введением профессионального стандарта специалиста по охране труда вместо общего наименования инженера по каждой из сфер деятельности [2]. Подразумевалось, что, разделяя профстандарты и ужесточая одновременно требования к образованию и опыту работы каждого из работников, работодатели будут вынуждены вводить отдельные ставки для каждого из работников, а сами работники будут специалистами только в одной области, что должно было увеличить качество их работы. Однако вместо этого работодатели предпочитали игнорировать требования профессиональных стандартов, считая их рекомендательными, а не обязательными, а также вводить совмещенные должности вроде «специалист по охране труда и промышленной безопасности», что противоречило самой сути требований профессиональных стандартов. В соответствии со ст. 60.1 и 60.2 Трудового кодекса РФ работник может выполнять другую работу только с его согласия и только на условиях внутреннего совместительства или совмещения должностей за дополнительную оплату [3]. Таким образом, нарушение требований ТК РФ работодателями продолжалось и ухудшало качество работы как самих специалистов по охране труда, так и в целом ситуацию с производственным травматизмом.