Оценивая современное состояние финансового контроля в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран, можно констатировать тот факт, что уже более 10 лет ключевая роль в системе управления и контроля отводится именно оценке рисков как ключевому компоненту менеджмента. Такая тенденция обусловлена влиянием ряда факторов, в том числе динамичностью и сложностью среды, особенно применительно к государственному сектору, что требует определенной адаптивности и гибкости при выборе подходов. С практической точки зрения внедрение риск-ориентированного подхода влечет новые возможности для увеличения прибыли, минимизацию угроз, однако все это сопряжено с необходимостью всесторонней оценки и анализа влияния рисков. Риск-ориентированный подход в управлении, а также в контроле позволит более эффективно принимать решения и грамотно распределять ресурсы.
Можно выделить несколько тенденций, наблюдающихся в развитии риск-ориентированного подхода к контролю и управлению во всем мире.
Так, расширение сферы применения информационных технологий в государственном секторе позволяет высшим органам государственного аудита получать и использовать больший объем информации об объектах контроля. Базы данных, искусственный интеллект выступают инструментом для сбора и анализа сведений, на основании которых происходят идентификация рисков, их количественное и качественное измерение и, как результат, приоритезация проверок в проблемных областях.
Как тенденцию следует отметить растущее значение управления рисками в финансовом менеджменте, которое затрагивает все этапы управленческого процесса, в том числе и контроль. Оценка рисков становится неотъемлемой частью организации как внешнего, так и внутреннего финансового контроля.
В позиции нормативного регулирования основными источниками, регламентирующими процессы внедрения риск-ориентированного подхода в системы финансового контроля, в том числе и применительно к финансово-бюджетной сфере, выступают национальные законодательные акты и методические разработки, например руководства и стандарты международных организаций (ISO 31000:2018 «Управление рисками — рекомендации», Руководство по обеспечению прозрачности в налогово-бюджетной сфере МВФ, стандарт ISSAI 100 «Основополагающие принципы аудита госсектора» и др.).