По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.162:657.22:637

Практические аспекты внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность субъектов контроля за рубежом

Ковалева Алена Владимировна студентка финансового факультета, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 15993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: alena.kov@mail.ru
Савина Наталья Викторовна д-р экон. наук, профессор кафедры «Государственный финансовый контроль и казначейское дело», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 15993 (ГСП-3), Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: NaVSavina@fa.ru, ORCID: 0000-0001-6297-5688

Статья посвящена исследованию организационных аспектов, методических подходов и практических инструментов применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий субъектами государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации, а также в зарубежных странах. Рассмотрены методические приемы выявления и оценки рисков, применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий, организуемых в отношении субъектов, функционирующих в финансово-бюджетной сфере, в том числе в ряде зарубежных стран.

Литература:

1. ISO 31000:2018 «Управление рисками — рекомендации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iso.org/fr/standard/65694.html.

2. ISO 31000:2009 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iso.org/fr/standard/43170.html.

3. Васюнина М.Л., Федченко Е.А., Шмиголь Н.С. Концепция риск-ориентированного внешнего государственного аудита (контроля). — М.: Прометей, 2019. — 386 с.

4. Включение оценки рисков в многолетнее планирование аудита эффективности [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oecd.org/governance/ethics/ Int%C3%A9grer-evaluation-des-risques.pdf.

5. Кулик Г.Ю. Зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в государственное управление // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013. — № 37.

6. Нельсон Шак Ялта. Технологии: возможности для создания потенциала и усиления контроля // Международный журнал государственного аудита. — 2020. — 47. — № 1.

7. Оранжевая книга [Электронный ресурс]. — URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/866117/6.6266_ HMT_Orange_Book_Update_v6_WEB.PDF.

8. Руководство по интегрированному управлению рисками // Сайт Правительства Канады [Электронный ресурс]. — URL: https://www.canada.ca/en/treasuryboard-secretariat/corporate/risk-management/guide-integrated-risk-management. html#ftnref3.

9. Стандарты внутреннего аудита Республики Перу [Электронный ресурс]. — URL: http://www.contraloria.gob.pe/.

1. ISO 31000:2018 “Risk Management-Recommendations”. Available at: https://www.iso. org/fr/standard/65694.html.

2. ISO 31000:2009 “Risk management. Principles and guidelines”. Available at: https:// www.iso.org/fr/standard/43170.html.

3. Vasyunina M.L., Fedchenko E.A., Shmigol N.S. The concept of risk-oriented external state audit (control) M.: Prometey, 2019. — 386 p. (in Russian).

4. Inclusion of risk assessment in multi-year performance audit planning. Available at: http://www.oecd.org/governance/ethics/Int%C3%A9grer-evaluation-des-risques.pdf.

5. Kulik G.Yu. Foreign experience of risk management implementation in public administration. Public administration. Electronic bulletin. 2013, No. 37 (in Russian).

6. Nelson Shak Yalta. Technologies: Opportunities for Capacity-building and strengthening control. International Journal of Public Audit. 2020, 47, № 1 (in Russian).

7. Orange book. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/866117/6.6266_HMT_Orange_Book_Update_v6_WEB.PDF.

8. Guidelines for Integrated Risk Management. Website of the Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/treasury-board-secretariat/corporate/risk-management/guide-integrated-risk-management.html#ftnref3.

9. Internal audit standards of the Republic of Peru. Available at: http://www.contraloria.gob.pe/.

Оценивая современное состояние финансового контроля в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран, можно констатировать тот факт, что уже более 10 лет ключевая роль в системе управления и контроля отводится именно оценке рисков как ключевому компоненту менеджмента. Такая тенденция обусловлена влиянием ряда факторов, в том числе динамичностью и сложностью среды, особенно применительно к государственному сектору, что требует определенной адаптивности и гибкости при выборе подходов. С практической точки зрения внедрение риск-ориентированного подхода влечет новые возможности для увеличения прибыли, минимизацию угроз, однако все это сопряжено с необходимостью всесторонней оценки и анализа влияния рисков. Риск-ориентированный подход в управлении, а также в контроле позволит более эффективно принимать решения и грамотно распределять ресурсы.

Можно выделить несколько тенденций, наблюдающихся в развитии риск-ориентированного подхода к контролю и управлению во всем мире.

Так, расширение сферы применения информационных технологий в государственном секторе позволяет высшим органам государственного аудита получать и использовать больший объем информации об объектах контроля. Базы данных, искусственный интеллект выступают инструментом для сбора и анализа сведений, на основании которых происходят идентификация рисков, их количественное и качественное измерение и, как результат, приоритезация проверок в проблемных областях.

Как тенденцию следует отметить растущее значение управления рисками в финансовом менеджменте, которое затрагивает все этапы управленческого процесса, в том числе и контроль. Оценка рисков становится неотъемлемой частью организации как внешнего, так и внутреннего финансового контроля.

В позиции нормативного регулирования основными источниками, регламентирующими процессы внедрения риск-ориентированного подхода в системы финансового контроля, в том числе и применительно к финансово-бюджетной сфере, выступают национальные законодательные акты и методические разработки, например руководства и стандарты международных организаций (ISO 31000:2018 «Управление рисками — рекомендации», Руководство по обеспечению прозрачности в налогово-бюджетной сфере МВФ, стандарт ISSAI 100 «Основополагающие принципы аудита госсектора» и др.).

Для Цитирования:
Ковалева Алена Владимировна, Савина Наталья Викторовна, Практические аспекты внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность субъектов контроля за рубежом. Бухучет в строительных организациях. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: