По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.314

Практические аспекты применения частотного регулирования в электроприводе

Алексеев П. А. аспирант, ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова», Санкт-Петербург, E-mail: alekseev-pa-scs@yandex.ru

В статье рассмотрены существующие методы частотного регулирования электроприводов, описан принцип работы преобразователей частоты в соответствующих режимах, приведены особенности их применения, преимущества и недостатки. Приведен обзор областей использования различных схем регулирования с акцентом на практические аспекты внедрения в современных электротехнических системах. Также затронуты новейшие разработки в области интеллектуального управления приводами.

Литература:

1. Крюков О. В. Системы интеллектуального электропривода переменного тока с релейными регуляторами и адаптивными корректирующими устройствами. — Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2022. — 140 с.

2. Вольдек А. И., Попов В. В. Электрические машины. Машины переменного тока: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 350 с.

3. Калачев Ю. Н. Векторное регулирование (заметки практика). — ЭФО, 2013. — 64 с.

4. Гарнеев А. Г. Энергосберегающая модификация векторного управления асинхронного двигателя. — Известия Томского политехнического университета. — 2005. — Т. 308. — №7. — С. 131–134.

Развитие степени автоматизации электроэнергетических систем, а также повышение требований к энергоэффективности электротехнических комплексов актуализируют задачи оптимизации управления электроприводами, в частности, задают тенденции к более осознанному подбору режимов работы частотных преобразователей в зависимости от решаемых электроприводом задач.

Преобразователи частоты как ключевой элемент системы электропривода применяется сегодня практически во всех отраслях, начиная от судовых систем электродвижения, заканчивая управлением вентиляторов сухих градирен в составе ТЭЦ.

Функционально преобразователь частоты работает по схеме «выпрямитель-звено постоянного тока-инвертор». Напряжение, поступая на блок выпрямителя, теряет синусоидальную форму при сохранении пульсации сигнала. В звене постоянного тока пульсации устраняются посредством L–C фильтра. Далее уже постоянное напряжение поступает на звено управляемого инвертора, который преобразует его в прямоугольно-импульсное напряжение заданной частоты, на практике часто называемое ШИМ.

Частота выходных импульсов формирует действующее значение выходного напряжения, на которое и реагирует электродвигатель. Чем выше частота возникновения импульсов, тем выше действующее значение напряжения и тем выше скорость вращения вала электродвигателя. Это позволяет управлять синхронными и асинхронными двигателями в широком диапазоне скоростей при сохранении стабильного крутящего момента.

При скалярном (в некоторых источниках — вольт-частотное) управлении, путем задания режима работы ключей инвертора, изменяется амплитуда и частота приложенного к двигателю напряжения. Как известно, отклонение частоты питающего напряжения приводит к отклонению расчетных значений момента двигателя и коэффициента мощности. Таким образом, для соблюдения номинальных режимов работы двигателя необходимо пропорционально изменению частоты изменять амплитуду питающего напряжения, в рамках перегрузочной способности двигателя:

где Ммах — максимальный момент двигателя;

Для Цитирования:
Алексеев П. А., Практические аспекты применения частотного регулирования в электроприводе. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: