По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.487

Практическая формула для обоснования предельных отклонений параметров элементов машин по заданной безотказности

Мартышкин А. П. канд. техн. наук, доцент, МГУ им. Н. П. Огарёва, Рузаевский институт машиностроения 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, е-mail: A-martyshkin@yandex.ru
Маскайкина С. Е. доцент, МГУ им. Н. П. Огарёва, Рузаевский институт машиностроения 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, e-mail: rimstanok@mail.ru
Полуешина Н. И. доцент, МГУ им. Н. П. Огарёва, Рузаевский институт машиностроения 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
Веснушкина Н. Н. доцент, МГУ им. Н. П. Огарёва, Рузаевский институт машиностроения 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, e-mail: nina.vesnushkina@mail.ru

В статье рассмотрена схема формирования распределений отказов и предельных значений параметров элементов. Проанализированы различные методики обоснования предельных отклонений и значений параметров, выявлены их недостатки, в том числе при распространении на различные технические объекты. В результате проведенных исследований выявлена целесообразность разработки критериев и подходов, позволяющих корректировать предельные отклонения и значения параметров с учетом их вариации. Выявление взаимосвязи между предельным отклонением параметра элемента машины и его безотказностью дает возможность оперативного внедрения полученных результатов в практику ремонтного производства. Полученная в результате вывода практическая формула позволяет определять и назначать предельные отклонения параметров элементов машин с требуемой или задаваемой вероятностью безотказности.

Литература:

1. Проников А. С. Надежность машин. — М.: Машиностроение, 1978. — 592 с.

2. Кубарев А. И. Надежность в машиностроении. — М.: Изд-во стандартов, 1989. — 224 с.

3. Михлин В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 335 с.

4. Лезин П. П. Формирование надежности мобильной сельскохозяйствен ной техники при ее ремонте: автореф. дис. … д-ра техн. наук. — М., 1987. — 34 с.

5. Кривенко П. М. Руководящий технический материал: предельные и допускаемые параметры дизелей, их деталей и соединений при ремонте / П. М. Кривенко, Л. К. Челпан. — М.: ГОСНИТИ, 1989. — 100 с.

6. Челпан Л. К. Предельные и допускаемые технико-экономические параметры дизелей, размеры деталей и соединений при ремонте: автореф. дис. … д-ра техн. наук. — М., 1990. — 44 с.

7. Мартышкин А. П. Оптимизация предельных и допускаемых значений структурных параметров технического состояния элементов машин: автореф. дис. … канд. техн. наук; Мордов. гос. ун-т. — Саранск, 1993. — 15 с.

8. Мартышкин А. П. Общая схема исследования причин потери точности технологических средств механической обработки / А. П. Мартышкин, С. Е. Маскайкина, Л. Н. Бакаева // Машиностроение: наука, техника, образование: сб. науч. тр. IX Всерос. науч.-практ. конф. — Рузаевка, 2011. — С. 63–65.

9. Григорьев А. В. Моделирование надежности узлов ремонтно-технологического оборудования по изменению точности настройки / А. В. Григорьев, В. А. Комаров А. П. Мартышкин // Энергоэффективность технологий и средств механизации в АПК: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Саранск, 2011. — С. 217–222.

10. Комаров В. А. Функции оптимизации границ пределов настройки узлов технологического оборудования предприятия АПК / В. А. Комаров, А. П. Мартышкин, О. В. Григорьева, И. В. Пашин // Ресурсосберегающие экологически безопасные технологии производства и переработки с/х продукции: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. — Саранск: Издво Мордов. ун-та, 2013. — С. 296–299.

11. Комаров В. А. Целевые функции оптимизации параметров точности технологического оборудования / В. А. Комаров, А. В. Григорьев, А. П. Мартышкин // Тракторы и сельхозмашины. — М., 2013. — № 7. — С. 44–47.

12. Мартышкин А. П. Определение взаимосвязи между величиной предельного отклонения параметра элемента машины и его безотказностью / А. П. Мартышкин, С. Е. Маскайкина, Л. Н. Бакаева, Н. И. Полуешина // Машиностроение: наука, техника, образование: сб. науч. тр. X Всерос. науч.-практ. конф. — Рузаевка, 2014.

Обеспечение надежности машин и их элементов в эксплуатации связано с совершенствованием системы технического обслуживания и ремонта. При этом всегда имеется резерв снижения затрат на обслуживание и ремонт при обоснованном установлении предельных отклонений и значений параметров элементов машин. Анализ научных работ в данной области показал, что для обоснования предельных состояний используются самые различные критерии, которые далеко не всегда дают определенность, но имеют значительное разнообразие. Для выбора соответствующего критерия следует учитывать эффективность эксплуатации машины, узла, агрегата, а также требования потребителя. Часто наблюдается вероятностный характер связи между предельным отклонением параметра элемента машины и его отказом, так как данное отклонение может быть случайной величиной.

Одной из наиболее важных открытых тем в современной науке и технике является проблема обеспечения требуемой надежности машин и оборудования, их узлов и деталей. Этому в значительной мере способствует совершенствование системы технического обслуживания и ремонта, применение которой обеспечивает предупредительную замену или восстановление тех деталей и сопряжений элементов, остаточный ресурс которых меньше межремонтной или межконтрольной наработки машины или ее составной части.

Во всех случаях, когда элемент обладает прогнозируемым параметром и существуют технические средства по его контролю, имеется определенный резерв снижения затрат на обслуживание и ремонт. Реализуется этот резерв путем установления предельных и допускаемых значений параметров, таких как износ деталей, зазор в сопряжениях, производительность, точность и др.

Требования к машине и ее элементам с точки зрения обеспечения комплексных технических характеристик, точности функционирования, эффективности работы, безопасности эксплуатации, влияния на окружающую среду и другие даются, как правило, в технических условиях. При достижении предельного состояния дальнейшая эксплуатация машины или агрегата должна быть прекращена в связи с возникновением потребности в ремонте или техническом обслуживании, так как ресурс отдельных элементов (деталей, сопряжений и пр.) считается исчерпанным.

Для Цитирования:
Мартышкин А. П., Маскайкина С. Е., Полуешина Н. И., Веснушкина Н. Н., Практическая формула для обоснования предельных отклонений параметров элементов машин по заданной безотказности. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: