Основным фактором эффективного развития экономики республики является повышение энергоэффективности и конкурентоспособности промышленных предприятий. В Республике Беларусь большое внимание уделяется вопросам энергосбережения. В настоящее время созданы предпосылки для наращивания производства промышленной продукции без значительного роста потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Ежегодно уровень норм расхода ТЭР в промышленных энергопотребляющих организациях, характеризующихся энергоемкими производственными технологиями, снижается к их уровню предшествующего года не менее, чем на 3%. В целом по республике экономия ТЭР в результате реализации энергосберегающих мероприятий в 2011–2015 гг. составила 7,79 млн т.у.т. при задании 7,10–8,85 млн т.у.т. [1]. Результаты выполнения Государственной программы «Энергосбережение» говорят о том, что в Республике Беларусь еще существует резерв по снижению расходов ТЭР. Одним из перспективных направлений анализа причин высокой энергоемкости предприятий и разработке научно-обоснованных мероприятий по повышению показателей энергосбережения и энергоэффективности является проведение энергоаудита предприятий.
Согласно положению Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 г. № 216 о порядке организации и проведения энергетических обследований (энергоаудитов), «энергетический аудит – это комплекс услуг для тех предприятий и организаций, которые приняли решение развиваться по интенсивному пути, сокращая нерациональные потери, модернизируя производство и управление. Качественный энергетический аудит (проведение энергетического обследования) требуется при оптимизации потребления энергетических ресурсов, а также при необходимости увеличить энергетическую эффективность производства» [2].
Энергетический аудит подразумевает техническое инспектирование энергогенерирования и энергопотребления предприятия с целью определения возможности экономии энергии и предоставления предприятию помощи в осуществлении мероприятий.