По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Praemonitus praemunitus*

Ключевые слова:

Марианна Чугаева, генеральный директор юридической компании «Магистраль», руководитель юридического департамента группы компаний «Континент», на конференции «Таможенные споры», организованной агентством MBS в парт­нерстве с юридическими компаниями «Пепеляев Групп» и Dentons, рассказала об изменениях законодательства в отношении таможенного представителя, а также привела рекомендации участникам ВЭД на этапе контроля после выпуска товаров.

Таможенный представитель осуществляет таможенное декларирование на основании документов и сведений, представленных декларантом. В то же время у таможенного представителя есть право проверки этих документов и сведений на соответствие товарам, которые планируется заявить. Позиция по этому вопросу была сформулирована Конституционным судом РФ еще в феврале 2011 г. (Определение КС России от 08.02.2011 № 191-O-O «По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации»). Конституционный Суд указал, что в обычных условиях действий таможенного представителя факт достоверного надлежащего декларирования полностью поставлен в зависимость от обстоятельств, находящихся в пределах контроля таможенного представителя, осуществляющего постоянные профессиональные условия по декларированию товаров.

Эта позиция вполне четкая и понятная, но речь идет именно об обычных условиях. В случае же незаконного ввоза товаров, когда имеет место заведомый обман таможенного представителя, представление ему подложных документов, о чем таможенный представитель не знал и не мог знать, нельзя говорить о вине таможенного представителя. Статья 181 ранее действовавшего Таможенного кодекса Таможенного союза позволяла в таких случаях переложить ответственность на лиц, которые осуществили незаконный ввоз. Что касается действующего законодательства, пункт 4 статьи 405 Таможенного кодекса ЕАЭС говорит: «Таможенный представитель несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в полном размере». Но при этом существуют определенные случаи исключения (введение которых стало большой победой таможенных представителей при подготовке нового кодекса): «Таможенный представитель не несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если исполнение такой обязанности связано: 1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары; 2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов; 3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению» (п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС). В качестве примера первого условия можно привести нарушение сроков обратного вывоза при временном ввозе, во втором случае речь может идти, например, о рассрочке/отсрочке, которая представлялась декларанту, в третьем — о ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал или гуманитарной помощи. Во всех этих случаях таможенный представитель не может повлиять на соблюдение условий, поэтому ответственность снимается с таможенного представителя (ранее в подобных случаях он должен был доказывать в суде отсутствие своей вины).

Для Цитирования:
Praemonitus praemunitus*. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: