По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

PR в политике

Наталья Балынская доктор политических наук, профессор, директор Институа ЭиУ, заведующая кафедрой ГМУиУП, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»

В статье рассматривается проблема проявления PR-деятельности в области политических отношений. Автор делает упор на том, что изначально политика характеризуется событийно-фактологическим характером деятельности. PR же как вид деятельности по созданию заведомо определенного имиджа власти полностью необъективен и не основан на фактах. Это противоречие порождает интересную проблему проявления PR в политике.

Литература:

1. Балынская Н. Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России: автореф. дис. … д-ра полит. наук. — Екатеринбург: УрФУ, 2009.

2. Панарин И. Н. Готова ли Россия к информационным войнам ХХI века? // Власть. — 2000. — №2. — С. 11–19.

3. Доспан С. О. Институт лоббизма в политической системе с позиций неоинституционального подхода // Вопросы управления. — 2013. — №3 (5). — С. 25–30.

4. Балынская Н. Р., Пищугина О. С. Использование политической рекламы в формировании имиджа власти // Социум и власть. — 2015. — №6 (56). — С. 89–93.

Позиционирование власти, имиджевые модули, которые создает любая властная структура, являются сегодня неотъемлемой частью политики. Однако создание имиджа власти, его продвижение и закрепление в общественном сознании посредством PR, используя всю широту влияния массмедиа, — тема для российской действительности во многом новая. Она недостаточно отрефлексирована российской наукой и осмыслена на уровне практического применения, а потому ее актуальность не вызывает сомнения.

Для того чтобы в полной мере осознать глубину проблемы, нужно отдавать себе отчет, что медийный и политический процессы сегодня однозначно имеют единую природу — информационную, и именно это обстоятельство определяет состояние всей политической системы на современном этапе. Привычные же представления, долгие годы существовавшие в рамках политологии, отводили средствам массмедиа традиционную роль посредника в процессе передачи информации от властвующего субъекта — подвластному объекту [1]. PR в области властных отношений отсутствовал как таковой, потому что сама природа PR и природа действий субъектов политики оказывались в рамках традиционной политологии абсолютно несовместимы.

Дело в том, что политика традиционно представлялась как действия конкретных субъектов — лидеров, руководителей разных уровней власти, выступающих от имени общества и преследующих общественно важный интерес. При такой позиции на первый план выходит фактологическая составляющая политики: что произошло, где, какие причины и последствия это имеет или может иметь для общества? И в этом отношении PR оказывается абсолютно несовместим со сферой политики, потому что сама природа PR-деятельности диктует его нефактологичность и необъективность. PR изначально запрограммирован на создание и продвижение определенного образа в массовое сознание.

PR изначально запрограммирован на создание и продвижение определенного образа в массовое сознание.

В новой российской действительности PR в политике изначально возник с появлением такого демократического института, как выборы. Политические лидеры не просто оказались в ситуации жесткой конкуренции, но и вполне осознали саму природу властных отношений. Мы понимаем власть как способность и возможность навязывать волю субъекта подвластным объектам, а политику — как процесс захвата, удержания и перераспределения самой власти [2]. В этом отношении становится очевидным факт, что мы имеем дело с поведенческим аспектом субъектов и объектов политических отношений, который невозможен без определенного позиционирования власти в информационном пространстве.

Для Цитирования:
Наталья Балынская, PR в политике. Служба PR. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: