Так сложилось, что автор, оставаясь всегда пишущим журналистом, смог изучить вопрос и со стороны СМИ, и со стороны пресс-служб, в которых довелось поработать. Понятно, что я такой не уникален. Подобным сегодня могут «похвастаться» многие, что на самом деле грустно: ведь приходилось вынужденно уходить из профессии, бывшей всегда уважаемой. Да и нужной, судя по тиражам газет.
Если коллеги дополнят мои рассуждения или даже станут их опровергать, это будет только интересно и полезно всем.
В целом наш отечественный PR (введем такой термин, не рынок, а именно PR) представляется пока очень далеким от не то что даже идеала — идеала быть не может нигде, иначе это прекращение всякого развития, — но даже от чего-то нормального.
Посмотрите почти любые объявления о вакансиях на должности пресс-секретаря, PRменеджера. Почти везде в требованиях, предъявляемых к кандидату, стоит пункт «наличие личных контактов в профильных (ведущих) СМИ», а иной раз не обязателен даже профессиональный опыт. Последнее особенно умиляет.
Что это означает? Это означает, что работодатель совершенно не представляет, как организуется нормальная работа с общественностью и СМИ, его интересует только размещение (понятно, что на бесплатной основе или уж хотя бы не по ценам официальной рекламы) строго положительных материалов о себе. Правда, надо отдать должное: за «джинсой» сегодня редакции следят, и этот путь, во всяком случае, в серьезных изданиях практически невозможен. Хотя, наверное, не исключен. Но не хочу бросать тень на всех коллег. Это равносильно утверждению, что все врачи берут взятки и что без подношений врачу никто тобой заниматься не будет. Но подавляющее большинство работодателей остались где-то в середине 1990-х, когда действительно так можно было в целом успешно действовать.
Возникает предположение, что и сегодня при внешних переменах, по сути, в ряде случаев мало что изменилось.
Некоторое время назад газета «Ведомости» посвятила один из своих материалов механизму взаимоотношений крупных компаний, PR-агентств и СМИ («PR-амбиции топ-менеджеров обходятся госкомпаниям в сотни миллионов, бесплатно в блогах и СМИ публикуют только негатив» // Ведомости, 05.05.2014; цит. по: «Компромат.ру», http://www. compromat.ru?/page_34540.htm).