По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/vne-01-2201-05

Позиция Ирана по афганскому урегулированию

Потапов Юрий Борисович кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков, ФГБОУ «Дипломатическая академия МИД России», 119021, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, E-mail: ybpotapov@yandex.ru, ORCID: 0000–0001–9073–0899

В статье отмечается актуальность проблемы афганского урегулирования для Ирана в свете радикальных изменений, которые произошли в Афганистане после стремительного бегства США и их союзников из Афганистана и быстрого захвата власти в Кабуле движением «Талибан». Рассматриваются основные факторы, которые заставляют Иран уделять серьезное внимание решению кризиса в Афганистане — географический, миграционный, религиозный, внешнеполитический и экономический. Протяженная сухопутная граница с Афганистаном, которая проходит по горной и пустынной местности, затрудняет контроль за ситуацией на границе и незаконной миграцией. Тегеран озабочен положением проживающего в Афганистане национального меньшинства — хазарейцев, которые тоже исповедуют ислам шиитского толка. Из-за продолжающихся антииранских санкций Запада и отсутствия прогресса на переговорах по возрождению СВПД Иран вынужден менять приоритеты в своей внешней политике и уделять больше внимания развитию всестороннего сотрудничества и экономической интеграции с соседними странами, включая и Афганистан, который до прихода талибов был одним из основных экономических региональных партнеров Ирана. Выделяются основные направления действий Ирана в этой области как в многостороннем формате, так и на двусторонней основе. Отмечается стремление Ирана играть ведущую роль в процессе афганского урегулирования. С этой целью Тегеран принимает активное участие в работе Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций по решению афганского кризиса. Отмечается предложение ООН провести международной донорской конференции по оказанию помощи народу Афганистана, а также увеличить финансовую помощь Ирану для компенсации расходов, связанных с приемом и размещением афганских беженцев. Иран также на регулярной основе на различных уровнях поддерживает двусторонние контакты со всеми странами–соседями Афганистана. Иран, с одной стороны, стремится не допустить новой волны афганских беженцев, контрабанды наркотиков и оружия в свою страну, а, с другой стороны, возобновить и расширить экономическое сотрудничество с Афганистаном.

Литература:

1. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х. Амиром Абдоллахианом по итогам переговоров, Москва, 6 октября 2021 г. — Доступ: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4881252.

2. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова на встрече в формате стран–соседей Афганистана (Россия, Китай, Иран, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Тегеран, 27 октября 2021 г. — Доступ: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4918407.

3. Галимзянова А. К. Китайско-германские отношения: стремление к эталону//Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — Вып. 6. — C. 4–12. DOI: 10.31857/S013128120007990–0.

4. Галимзянова А. К. Китайско-германское сотрудничество как фактор формирования многополярного мира//Дипломатическая служба. 2020. — № 3. — С. 14–19.

5. Иран и Афганистан обсудили расширение сотрудничества — Доступ: https://afghanistan.ru/doc/147054.html.

6. Иран готов инвестировать в разработку афганских шахт — Доступ: https://afghanistan.ru/doc/147203.html

7. Конаровский М. А. Афганистан на рубеже веков: новый перекресток судьбы. — М.: МГИМО-Университет, 2020.

8. Потапов Ю. Б. О некоторых аспектах развития ненефтяного экспорта Ирана в настоящее время//Восточный альманах. — 2021. — № 5. — М.: Квант Медиа. — С. 107–119.

9. Ayatollah Raisi dar ejlas-e saran Shanghai. — Доступ: https://president.ir/fa/131302.

10. Ayatollah Raisi dar ejlas-e peyman amniyat-e dastejami ba mowzu-e Afqanestan. — Доступ: https://president.ir/fa/131318.

11. Bayaniye-ye moshtarak-e vaziran-e xareje-ye keshvarha-ye hamsaye-ye Afqanestan+Russie — Доступ: https://ir.sputniknews.com/20211027.

12. Chera Ruhani natavanest Iran-ra ozv-e asli-ye Shanghai konad amma Raisi tavanest?/Dastavard-e bozorg-e diplomasi tanha dar chehel ruz. — Доступ: https://www.farsnews.ir/news/14000627000682.

13. Enteqad-e Amir Abdollahiyan az hajm-e nachiz-e komakha-ye beyn-ol-mellali bara-ye panahjuyan-e afqanestani. — Доступ: https://www.farsnews.ir/news/14000929000867.

14. Lozum-e bazsazi-ye enqelabi dar baxshha-ye modiriyati/etemad-e mardom ba amal be vadeha tarmim shavad — Доступ: https://www.leader.ir/fa/content/25207.

1. Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii s Ministrom inostrannyh del Islamskoj Respubliki Iran H. Amirom Abdollahianom po itogam peregovorov, Moskva, 6 oktyabrya 2021 goda URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4881252 (in Russian).

2. Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S. V. Lavrova na vstreche v formate stran-sosedej Afganistana (Rossiya, Kitaj, Iran, Pakistan, Tadzhikistan, Turkmeniya, Uzbekistan), Tegeran, 27 oktyabrya 2021 goda URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4918407 (in Russian).

3. Galimzyanova A. K. Kitajsko-germanskie otnosheniya: stremlenie k etalonu//Problemy Dal'nego Vostoka — 2019. — Vypusk № 6 C. 4–12. DOI: 10.31857/S013128120007990–0 (in Russian).

4. Galimzyanova A. K. Kitajsko-germanskoe sotrudnichestvo kak faktor formirovaniya mnogopolyarnogo mira//Diplomaticheskaya sluzhba. 2020. № 3. — S. 14–19 (in Russian).

5. Iran i Afganistan obsudili rasshirenie sotrudnichestva URL: https://afghanistan.ru/doc/147054. html (in Russian).

6. Iran gotov investirovat' v razrabotku afganskih shaht URL: https://afghanistan.ru/doc/147203. html (in Russian).

7. Konarovskij M. A. Afganistan na rubezhe vekov: novyj perekrestok sud'by. — M.: MGIMO — Universitet, 2020 (in Russian).

8. Potapov Yu. B. O nekotoryh aspektah razvitiya neneftyanogo eksporta Irana v nastoyashchee vremya//Vostochnyj al'manah. 2021. № 5. — M.: Kvant Media. — S.107–119 (in Russian).

9. Ayatollah Raisi dar ejlas-e saran Shanghai. URL: https://president.ir/fa/131302 (in Persian).

10. Ayatollah Raisi dar ejlas-e peyman amniyat-e dastejami ba mowzu-e Afqanestan. URL: https://president.ir/fa/131318 (in Persian).

11. Bayaniye-ye moshtarak-e vaziran-e xareje-ye keshvarha-ye hamsaye-ye Afqanestan+Russie URL: https://ir.sputniknews.com/20211027 (in Persian).

12. Chera Ruhani natavanest Iran-ra ozv-e asli-ye Shanghai konad amma Raisi tavanest?/Dastavard-e bozorg-e diplomasi tanha dar chehel ruz. URL: https://www.farsnews.ir/news/14000627000682 (in Persian).

13. Enteqad-e Amir Abdollahiyan az hajm-e nachiz-e komakha-ye beyn-ol-mellali bara-ye panahjuyan-e afqanestani. URL: https://www.farsnews.ir/news/14000929000867 (in Persian).

14. Lozum-e bazsazi-ye enqelabi dar baxshha-ye modiriyati/etemad-e mardom ba amal be vadeha tarmim shavad URL: https://www.leader.ir/fa/content/25207 (in Persian).

Резкое изменение внутриполитической ситуации в Афганистане в августе 2021 г., вызванное стремительным бегством США и их союзников из этой страны и таким же быстрым захватом власти в Кабуле движением «Талибан» (запрещенной в РФ организацией) практически без всякого сопротивления и вопреки всем прогнозам западных аналитиков, еще раз подтвердило мнение о том, что «в настоящее время в международных отношениях происходят трансформации,.. увеличиваются хаос и неопределенность» [4, с. 14]. Поэтому Иран, как и все соседние с Афганистаном государства, заинтересован в том, чтобы такие хаос и неопределенность у его восточного соседа завершились как можно быстрее, и уделяет самое пристальное внимание развитию событий в этой стране и прилагает усилия для нормализации обстановки в Афганистане. Для этого есть ряд серьезных факторов, которые Иран должен учитывать.

Первый фактор — чисто географический. Исламская Республика Иран (ИРИ) непосредственно граничит с Афганистаном, у нее довольно протяженная граница с этой страной, которая составляет примерно 850 км и пролегает по реке Герируд, по отрогам горных систем Кайен и Пеленган и пустынным районам провинции Белуджистан и Систан. Сам рельеф местности затрудняет контроль за обстановкой на границе в этом регионе, за нелегальными переходами афганцев, а также осложняет борьбу с контрабандой наркотиков и оружия.

В качестве подтверждающего этот тезис примера можно привести информацию о недавних вооруженных столкновениях на ирано-афганской границе в начале декабря 2021 г., которые произошли из-за споров об использовании сельскохозяйственных земель в приграничной зоне. Существует еще одна давняя и нерешенная пограничная проблема — это разногласия сторон по вопросу использования вод реки Гильменд. Еще в 1950–1951 гг. предпринимались усилия по разрешению этих разногласий, позднее, в 1973 г., шахским правительством Ирана было подписано соответствующее соглашение с Афганистаном, которое было призвано регулировать объемы водозабора иранской стороной. Однако позднее оно так и не заработало и неоднократно, при различных режимах в Кабуле, нарушалось афганской стороной, которая закрывала доступ к реке проживающим в пустынной и засушливой провинции Систан и Белуджистан иранцам, что создавало для них большие проблемы.

Для Цитирования:
Потапов Юрий Борисович, Позиция Ирана по афганскому урегулированию. Дипломатическая служба. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: