По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.02

Позиции малого и среднего бизнеса в эволюции научно-технического потенциала и внешней торговли Франции

И. С. Гладков д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра международной торговли РАН, Российская Федерация, г. Москва. 125009, Россия, г. Москва, Никитский пер., д.2, E-mail: professorgis@rambler.ru
П. В. Осипова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им.Г. В. Плеханова» 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д.36, E-mail: polina.osipova@gmail.com

На протяжении последних десятилетий малое и среднее предпринимательство (МСП) выступало в качестве одного из наиболее важных драйверов инновационной деятельности во многих развитых экономиках, включая Францию. При этом ведущим трендом в эволюции малого и среднего бизнеса во Франции остается повышение долевого участия небольших инновационных компаний в национальном хозяйстве страны. Такие компании производят наукоемкую продукцию, занимаются научно-исследовательскими разработками (НИОКР), что оказывает заметное воздействие на внешнеторговую активность Франции. По мнению авторов, конкурентоспособное малое и среднее предпринимательство в системе инновационной экономики обеспечивает достойное представительство страны на международных товарных рынках.

Литература:

1. Беляева Н.Г., Мудрецов С.А. Влияние инноваций на финансовый сектор во Франции // Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития: сб. статей V международной научно-практической конференции. В 2 ч. / отв. ред. Гуляев Г.Ю. — 2018. — С. 99–102.

2. Борисов Г.С. Анализ подходов к стимулированию развития малых и средних инновационных предприятий Франции // Наука, техника и образование. — 2018. — №7 (48). — С. 54–59.

3. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза: новые тренды в условиях глобальной неопределенности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2020. — №3 (27). — С. 14–23.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза в зеркале международной статистики // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2019. — №3 (23). — С. 22–29.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского союза — 2018: presto с тюльпанами // Власть. — 2019. — Т. 27, №3. — С. 161–166.

6. Киселевич А.И., Малашенкова О.Ф. Коммерциализация инноваций: опыт и особенности Франции // Беларусь в современном мире: материалы XVIII международной научной конференции, посвященной 98-летию образования Белорусского государственного университета. — 2019. — С. 248–251.

7. Мазуркевич Р.О., Хоменко А.Д., Суслов А.А. Франция — лидер инновационного развития стран Европы // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации: сб. статей по материалам II международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 22–33.

8. Рахмонов Л.С. Опыт применения лизинга в зарубежных странах // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. — 2014. — №2/7 (147). — C. 236–241.

9. Entrepreneurship at a Glance 2017, OECD Publishing, Paris, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.oecd.org/sdd/business-stats/entrepreneurship-at-aglance-22266941.htm (дата обращения: 25.04.2020).

10. Global Innovation Index Annual reports, Cornell University, INSEAD, WIPO, Publication years: 2011–2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.wipo.int/ publications/ru/details.jsp?id=4434 (дата обращения: 30.04.2020).

11. The Global Competitiveness Report, World Economic Forum, Publication years: 2014– 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/globalcompetitiveness-report-2019 (дата обращения: 30.04.2020).

12. The Global Entrepreneurship and Development Institute — GEDI, Global Entrepreneurship Index 2018 Data [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// thegedi.org/2018-global-entrepreneurship-index-data/ (дата обращения: 18.05.2020).

13. Агентство по развитию экономической деятельности французских предприятий на международной арене Business France [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// en.businessfrance.fr/home (дата обращения: 19.05.2020).

14. Ассоциация «Движение французских предприятий MEDEF»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.medef.fr (дата обращения: 19.05.2020).

15. http://www.unctad.org/.

На современном этапе мирохозяйственной эволюции высококонкурентный сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) является важнейшим драйвером хозяйственного развития. В ряде продвинутых стран, включая членов Европейского союза (ЕС), такие предприятия обеспечивают значительную долю производства валового продукта, а также численности рабочих мест. Всё это делает малый и средний бизнес важной составляющей в сфере производства и занятости.

Следует обратить особое внимание на современное развитие французской экономики, в которой МСП занимает важнейшее место. Согласно экспертной оценке, свыше 99% всех предприятий во Франции можно отнести к малому и среднему предпринимательству. Такие компании обеспечивают более половины валового продукта страны, почти 2/3 всех рабочих мест [2, 6]. Таким образом, можно констатировать довольно высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства в современной Франции. Современные предприятия этого сектора имеют возможность на основе проводимых НИОКР достаточно широко использовать высокие технологии в сфере производства различной продукции и вносят значительный вклад в экономическое развитие Франции.

Кроме того, в сфере МСП активно применяются современные бизнестехнологии. Так, Франция выступает одним из лидеров лизингового бизнеса в Западной Европе. В стране весьма высокое развитие получил лизинг инновационного медицинского оборудования, вычислительной техники, транспортных средств, самолетов, вертолетов, судов и барж, крупного промышленного оборудования [7]. Франция поощряет развитие международного лизинга в интересах стимулирования экономического роста, поскольку лизинг является формой привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику и применяется для стимулирования экспортно-импортных операций [1, 8].

Современная Франция входит по этим причинам в число наиболее крупных субъектов мировой торговли. Так, за 2014–2019 гг. стоимостные объемы ее товарного экспорта сохранились на высоком уровне, составляя свыше 0,55 трлн долл. США, несмотря на некоторые флуктуации на этапе серьезных потрясений в системе международного товарообмена (см. таблицу).

Для Цитирования:
И. С. Гладков, П. В. Осипова, Позиции малого и среднего бизнеса в эволюции научно-технического потенциала и внешней торговли Франции. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: