По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Позитивный механизм реновации

Реализация комплексного развития территории (КРТ) — одно из приоритетных направлений градостроительной политики государства, закрепленных в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, поскольку предполагает массовое «обновление» территории, ввод в эксплуатацию необходимого количества квадратных метров жилых объектов, улучшение качества жизни граждан. Однако судебная практика на уровне Верховного суда складывается иначе, явно подменяя указанные выше понятия, не позволяя правообладателям земельных участков, вошедших в состав зоны КРТ, производить какое-либо строительство, а также отказывая в законности административных процедур по предоставлению публичных земельных участков (которые осуществляются не в рамках процедуры КРТ). По мнению суда, при установлении зонирования КРТ градостроительное регулирование имеет приоритет над нормами Земельного кодекса. Глава 10 ГрК не устанавливает каких-либо преференций лицам в виде возможности получения в аренду земельных участков. Развитие территорий КРТ, в том числе земельных участков в их границах, возможно исключительно путем применения определенных ГрК механизмов на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории. Учитывая, что соответствующая документация не разработана, по мнению суда, какое-либо предоставление земельных участков невозможно. Если указанная практика ВС распространится на иные судебные споры, в том числе в части предоставления земельных участков, получения разрешительной документации для строительства, изменения зонирования и так далее, то законодателю необходимо задуматься либо о совершенствовании действующих правовых норм в части режима зоны КРТ, либо об установлении предельного срока наложения указанной зоны. В противном случае КРТ заблокирует любое развитие территории и приведет к дисбалансу экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

В конце 2020-го в России появился новый институт — комплексное развитие территории. На практике остается неясным, что считать началом процедуры. Анна Жолобова, руководитель практики недвижимости и строительства КА «Регионсервис», рассказала о подходе Верховного суда к этому вопросу и как он отражается на собственниках участков, которые вошли в состав зоны КРТ.

Институт комплексного развития территории (КРТ), появившийся в градостроительном законодательстве относительно недавно (введен федеральным законом № 494-ФЗ), предполагает совокупность мероприятий в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направлен на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования (п. 34 ст. 1 ГрК). При этом законом определено, что нормы градостроительного законодательства при реализации проектов КРТ не монополизируют сферу регулирования земельных отношений, а применяются в совокупности с земельным, гражданским, жилищным и иным законодательством.

Реализация КРТ — одно из приоритетных направлений градостроительной политики государства, закрепленных в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утв. распоряжением Правительства от 31.10.2022 № 3268-р), поскольку предполагает массовое «обновление» территории, ввод в эксплуатацию необходимого количества квадратных метров жилых объектов, улучшение качества жизни граждан.

Но, к сожалению, позитивный механизм «реновации» в силу недостаточного законодательного регулирования складывается неоднозначно в судебной практике. И хотя цель последней — не допустить нарушения прав участников правоотношений, соблюсти баланс интересов землепользователей, общества и государства, не всегда заинтересованные лица вправе рассчитывать на реализацию своих правовых «возможностей».

Осуществление проектов КРТ допускается только в границах специально обозначенных территорий — зонах (ч. 5.1 ст. 30 ГрК), которые накладывают особый градостроительный режим, предоставляя потенциальные возможности правообладателям земельных участков, а также иным заинтересованным лицам. «Отражение в Правилах землепользования и застройки территории, в границах которой предусматривается комплексное развитие территории, по своим последствиям не равнозначно принятию органом местного самоуправления решения о комплексном развитии территории», — говорится в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2023 по делу № А28– 6687/2022. Таким образом, недопустимо смешивать две административные процедуры, осуществляемые уполномоченным органом: принятие решения об установлении зоны КРТ (в градостроительной документации) и принятие решения о реализации КРТ.

Для Цитирования:
Позитивный механизм реновации. Глава местной администрации. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: