Повышение напряженности работы автотракторных ДВС, высокая стоимость моторных топлив обусловливают инновации для эксплуатации техники.
С 1940 г. во всем мире известно разнообразие средств модификации моторных топлив, повышающих их теплотворность. Это кавитаторы, гомогенизаторы, магнитные, электромагнитные устройства и картриджи с химикатами [2, 4, 7, 8]. Их эффективность в уменьшении расхода топлив лишь на 5–15 %. Поэтому появляются новые устройства.
В эксплуатации кроме ввода триботехнических составов целесообразно и электрическое воздействие на масла агрегатов. Так, прокачка масел в электрическом поле (1000 В/мм) устройств Харьковской академии ж.д. транспорта повышает их адгезию [3], несущую способность, уменьшает трение и изнашивание. А более простой прием — это эмиссия с изолированной детали электрических зарядов в масла с АКБ (12–24 В) машин или других источников 70–100 В постоянного тока [6].
Активатор по патенту № 2411074 (рис. 1) в цилиндре длиной 150 мм, диаметром 30–50 мм из трех камер встраивается в топливную систему ДВС, не содержит химических веществ, не уменьшает ресурс ДВС. Трехкратное воздействие в нем обусловливает необратимость и пролонгированность модификации топлив — особое достоинство активатора [2].
Проведены стендовые моторные испытания активатора на двигателях КамАЗ-740, ЗМЗ-406 и ЯМЗ-236 в ВУНЦ ВВА (Воронеж). По комплексу методик ускоренных испытаний нефтепродуктов на натурных агрегатах, модельных одноцилиндровых установках и в ДВС в сочетании с испытаниями по методикам контроля, указанным в НТД на нефтепродукты во ВНИИТиН, проверен бензин 8 марок и дизельное топливо (ДТ) трех марок. В Rochester Institute of Technology (США) проведен контроль выделения вредных веществ в ОГ ДВС, работавших с активатором. ДТ и бензин многих марок, авиакеросин, рапсовое масло до и после активации исследованы на хроматографе «Кристаллюкс-4000М» в Тамбовской лаборатории судебно-медицинской экспертизы. ДТ испытаны в камере холода КХТВ-0,08 в Тамбовском центре стандартизации и метрологии (ЦСМ), а дымомером МЕТА-01 проведен контроль ОГ дизеля КамАЗ-740 на автобусе НефАЗ-5299. Активатор испытан на многих других автомобилях.